С войны приехал на американском велосипеде

Навсегда останутся в памяти народной великие сражения Отечественной войны, где решалась судьба государства, нашего народа – под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге. Но мало кто знает, что война шла рядом с Кировской областью в соседних областях: Архангельской, Вологодской, Костромской, Горьковской.
Мой отец Василий Акимович весной 1942 года после Вишкильского лагеря, был направлен в Вологду, где располагался штаб 87 полка 26 бригады войск НКВД по охране железных дорог. Он сопровождал из Архангельска на фронт эшелоны с вооружением, боевой техникой, продовольствием, поставляемых по ленд-лизу из США, Англии, Канады. Архангельский порт и уходящие эшелоны на фронт фашисты постоянно бомбили. Можно было сверять часы: в 10.00 прилетали с территории Норвегии, Финляндии вражеские самолеты и бомбили склады, корабли, в щепки разносили причалы. Обычно к этому времени, не успевшие разгрузиться суда, уходили в открытое море. С воздуха прикрытия не было, вся авиация была на фронте. Оборону порта вели девушки-зенитчицы. Для ускорения разгрузки в зимнее время по намороженному льду Северной Двины прокладывался прямо к кораблям железнодорожный путь. К лету 1943 года еще не было ясно, кто кого одолеет. От Горького до Казани рылись окопы, противотанковые рвы. Немцы бомбили Горьковский автозавод и другие военные производства. Каждая вторая пушка на фронте была сделана в Горьком. В Оричевском районе за Пустошами мобилизованное население делало военный аэродром.
В августе 1943 года битва на Курской дуге показала, что победа будет за нами. По мере откатывания фронта на запад, отец из стрелков вырос до секретаря комсомольской организации полка, инструктора бригадной газеты «Часовой транспорта». Моя мама Валентина Александровна работала учителем начальных классов в Шабалинском районе на границе с Вологодской и Костромской областями и в каникулы 1945 г. ходила пешком к отцу в Вологду. Летом 1945 г. она переехала на родину отца в Шалегово в надежде, что после победы его демобилизуют. Но его не отпустили. Неиспользованную боевую технику, поставленную по ленд-лизу, необходимо было возвращать. Отцу дали звание старшины, разрешили жить вне казармы, платили небольшие деньги. И он снял в Вологде комнату. В архангельском порту отец часто видел, как военные с американских транспортов катаются по причалам на велосипедах, и решил приобрести у американцев такой же. В качестве оплаты принес чемодан махорки, но американец согласился продать только за спиртное. Отец обменял у одного старшины чемодан махорки на большую бутыль спирта, и таким образом стал обладателем американского велосипеда. Демобилизованный в июле 1946 г., отец из Вологды отправился на велосипеде на свою родину – Шалегово. По пути в деревнях он видел бедность, горе, искалеченных войной мужиков, заплаканных вдов, матерей, осиротевших детей. Люди окружали отца и расспрашивали, не встречал ли он их не вернувшихся с войны родных.
С 1 сентября 1946 г. отец стал учителем русского языка и литературы Шалеговской семилетней школы. А велосипед прослужил еще пять лет, пока не вышли из строя шины, их большой диаметр не подходил от наших дорожных велосипедов. И школьники увели американский велосипед в счет сдачи металлолома.
В. Мошкин, п. Оричи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

65 − = 62