Чтобы память о них жила как можно дольше

НА СНИМКЕ: семья Мамаевых и их родственники. Д. Левинцы, предположительно 1976 год.

Мой дед Мамаев Михаил Иванович родился в 1898 году в д. Левинцы Оричевского района в крестьянской семье.
Он начал воевать еще в Первую Мировую войну в Зарайском стрелковом пехотном полку, который был расформирован в марте 1918-го. По рассказам деда, под конец войны на Рождество под г. Гомель они братались с немцами, меняли сахар на сигареты.
В революционное время с февраля по октябрь 1918 года Михаил Иванович, видимо, находился дома. На тот период его отец уже умер. Все трое братьев участвовали в Первой Мировой войне. Дома оставались мама и две сестры. Семья жила небогато: как указано в сельхозпереписи 1917 года, в хозяйстве имелась только 1 лошадь, 1 корова, 2 овцы и 2 ягненка.
Во время кровопролитной Гражданской войны дед служил в 165 стрелковом полку Рабоче-крестьянской Красной Армии.
После Гражданской войны настало затишье. Михаил Иванович женился на односельчанке Шиховой Марии Архиповне. У них родились две дочки и сын. В 1935 году старшая дочь умерла. Затем снова родились две дочки.
Началась Великая Отечественная война. В январе 1942 года дед ушел на фронт, служил в 93 стрелковом полку, который участвовал в неудачной Харьковской операции, и уже в июне 1942, возможно, где-то под Харьковом дед был тяжело ранен в позвоночник, с ранением пролежал в госпитале 9 месяцев.
В 1942 году родился сын Владимир. А в 1943 – Михаил. Сына назвали Михаилом по просьбе Михаила Ивановича, он писал бабушке, какие страшные бои идут, что, возможно, не вернется с фронта, и тогда останется память о нем – сын с его именем.
В годы войны в тылу Мария Архиповна, обеспечивая выживание семьи, выполняла обязательства по снабжению Красной армии рукавицами. Она вместе с детьми стригла шерсть с шубных лоскутков и вязала рукавицы (норма была – 15 пар в месяц). Бабушка перевыполняла норму и получала за эту работу 10 кг муки в месяц (детям давали по 7 кг муки, а деду по ранению тоже 7 кг).
Во время войны был голод, бабушке трудно было прокормить всех детей, поэтому дочерей Нину и Евгению отправили в детский дом, который находился в с. Коршик. В нем пребывали как местные ребятишки, так и эвакуированные из блокадного Ленинграда. Тетя Женя, единственная из детей, дожившая до сегодняшних дней, рассказывает, что и в детдоме они голодали, ходили по помойкам, собирали очистки, приставали к прохожим, просили кушать, за это местные не любили детдомовцев и часто «гоняли» их. Воспитатели говорили детям, чтобы они во время еды крепче держали чашки, чтобы их не выхватили старшие ребята, хотя такого ни разу не произошло. Однажды обе девочки тяжело заболели, и Женя, для того чтобы сестра скорее поправилась, отказывалась от еды и просила передать ее Нине. А та, в свою очередь, поступала точно так же, тоже просила, чтобы отдали ее еду младшей сестренке. Вот так поддерживали они друг друга, а было им 5 и 4 года. Таких маленьких детей водили в лес, чтобы они собирали ягоды для своего же пропитания, для получения витаминов заваривали хвою, которую сами дети обрезали с лапника ножницами.
Также Евгения Михайловна рассказывает, как они решились на побег домой, в их-то возрасте! Они подсмотрели, как закрываются входные двери, и вечером ушли из детдома. Хватились их, когда они уже вышли за село.
Были также комичные случаи. Спали на одной кровати «валетом», а одеяла были вязаные, они ночью тянули каждый одеяло на себя и по веревочке его распускали так, что под утро оставался один лоскуток. За что их воспитатели ругали и ставили в угол.
Как-то воспитатели устроили для себя праздник – танцевали, пели песни. Детям стало интересно посмотреть, что происходит. Они взяли свои горшки, открыли двухстворчатые двери, сели в проходе на горшки и начали смотреть веселье. Конечно же, за это им тоже «влетело».
В мае 1943 года дед вернулся на фронт, в ноябре был легко ранен, продолжил службу до сентября 1945-го, дошел до Эльбы. Ранения сказались на его здоровье, и до конца жизни он подволакивал ногу. В связи с этим дед заканчивал службу поваром, да и возраст был уже под 50 лет.
Он награжден медалью «За отвагу» за то, что в своей работе неоднократно показывал образцы прекрасной и самоотверженной работы, несмотря на то, что ему, как нестроевому, вследствие ранения, физически очень часто было труднее, чем другим. Также был награжден медалью «За боевые заслуги», будучи в должности повара за то, что в районе города Черек Приморского воеводства (Польша) во время бомбежки вывел лошадей в укрытие, тем самым спас их, и неоднократно рискуя жизнью, обеспечивал личный состав дивизиона горячей пищей.
И вот Михаил Иванович вернулся домой. Зная, что семья голодает, привез с собой мешок сахара. А сын Михаил, оказывается, умер. Так и не суждено было двум Михаилам быть вместе, не стал младший заменой старшему.
В 1946 году родилась еще дочь, а в 1949 – сын. Всего у деда с бабушкой было 9 детей, двое из них умерли маленькими. Бабушка Мария награждена орденом «Мать-героиня». Остальные дети обзавелись семьями, разъехались из отчего дома. Сейчас родственники живут в Челябинске, Калининграде, Воронеже, Кирове и даже в Финляндии. У деда с бабушкой 11 внуков и 22 правнука. Михаил Иванович и Мария Архиповна прожили долгую жизнь, прошли вместе через все испытания и воспитали достойных детей, которые заботились о своих родителях до последних дней. Бабушка умерла в возрасте 86 лет, а дед в 99 лет и 9 месяцев.
Меня назвали именем деда, чтобы память о нем жила как можно дольше.
М. МАМАЕВ, п. Оричи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 3 =