Помним, значит, живём!

С 20 апреля по 6 мая поисковый отряд «Гранит» в составе командира В.Ю. Терёхина, восьмиклассников арбажан Д. Кибешева, Н. Игнатова, школьника из д. Мосуны К. Терёхина, котельничан М. Теплых, В. Худякова и А.М. Чибакова в рамках «Вахты Памяти – 2018» работал в районе д. Кулаково Старорусского района Новгородской области.

Ещё до приезда поисковиков на родину стало известно, что на этот раз экспедиция оказалась очень удачной – поднято 11 красноармейцев (для сравнения, в предыдущие годы за одну «Вахту Памяти» удавалось поднять от двух до шести солдат). К сожалению, при них не было найдено ни солдатских медальонов, ни личных вещей, то есть, установить личности не представилось возможным.

Налаженный быт – половина успеха

Как вспоминают поисковики, в деревне Кулаково, рядом с которой они расположились, всего две улицы и нет сотовой связи.

Лагерь нашего поискового отряда был хорошо организован: два шатра, палатка под продукты и четыре палатки, в которых жили участники «Вахты».

– Приехали, поставили палатки, стол на кухне в шатре смастерили, – рассказывает Д. Кибешев.

Чистоту и порядок в лагере «Гранита» отметили даже местные жители.

Пока основная часть отряда уходила в «раскоп», на кухне оставались дежурные. В наряд отправлялись по двое день через два. Утром кормили традиционной кашей, на обед поисковики брали с собой сухой паёк, а уж вечером вернувшихся с поисков угощали ужином по полной программе: первым, вторым и третьим…

Рядом с «Гранитом» расположился отряд ребят-кадетов из Томска. Как отметили все, рабочий инвентарь и в целом снабжение у них было на несколько порядков лучше (мощные металлоискатели и прочее, солдатские сухие пайки против щупов и лопат, бич-пакетов, консервов, хлеба и чая). Но это в конечном итоге не сказалось на результатах работы.

Погода особо не радовала: ночные заморозки, дождь, ветер, даже град.

– На мой взгляд, это было самым трудным, – признаётся Дмитрий Кибешев. – Погода дождливая, ночи холодные, по лесу идти тоже непросто, дороги разбиты.

– В основном шли дожди,  – вспоминает Константин Терёхин.  – Сначала у нас были полуднёвки – работали по полдня. А позже уже и в дождь стали ходить в «раскоп».

Поиск – дело непростое

Поисковые работы начинаются задолго до непосредственного приезда отряда на место дислокации. Сначала изучаются карты военного времени той местности.

– Когда приехали на место, не сразу понял, что здесь шли бои, – рассказывает Д. Кибешев. – Нужно приглядеться…

– Столько лет прошло с войны, – говорит Николай Игнатов, – а в лесу видны блиндажи, у реки – окопы-канавки с одиночными ячейками … Там больше шансов найти погибших бойцов.

– Владимир Юрьевич обучил нас работать щупами, – вспоминают ребята, – провёл инструктажи по технике безопасности.

– В «раскоп» мы ходили за полтора – два километра, – вспоминает Дмитрий. – С собой брали всё, что нужно для работы: лопату, щуп, нож, а ещё воду, чай, чашку-ложку, сухой паёк.

Среди находок поисковиков множество касок и сапёрных лопат – своих и вражеских…

– Как-то раз я обнаружил взводный немецкий боекомплект – ящик патронов, – рассказывает Н. Игнатов. – Дерево истлело, а железная обводка сохранилась. Там было более 750 патронов… Потом откопал основание от зенитки… Попадались магазин от снайперской винтовки, два немецких патрона, гильзы от пистолета-пулемёта системы Шпагина (ППШ). Патрон от винтовки Мосина в руках разломился.

По расположению останков можно определить, то, чем занимался боец в момент, когда его настигла пуля или осколок, а иногда и характер ранения.

Например, первый из найденных бойцов, по предположению поисковиков, поднялся в атаку.

– Он лежал в траншее головой вниз, ногами «в гору», – рассказывает командир.

Принадлежность к армии определяли по личным вещам и сапогам (у немцев лучше, у нас – хуже).

– На немцев же работала вся Европа, – поясняют поисковики, – у них были термосы, металлические бляшки у ремня, качественные сапоги. Хотя, конечно, случалось, что наши солдаты пользовались трофейным. А вот пуговицы на одежде фашистов были с тремя отверстиями, а у красноармейцев – с двумя или с четырьмя.

Работая на позициях, было легче определить, к какой армии принадлежал тот или иной солдат. А вот на открытом месте все перемешались: красноармейцы, фашисты…

– Видимо, был рукопашный бой, – высказывает догадку командир отряда В.Ю. Терёхин.

Их души обрели покой

Как уже отмечалось, экспедиция «Гранита» была очень удачной.

– На этот раз останки были наиболее полными, редко не хватало, например, конечностей. Кроме того, – говорит Владимир Юрьевич, – были подняты останки немца (принадлежность определили по каске и сохранившейся характерной нашивке с черепом и свастикой) и чеха.

– Мне всегда хотелось поехать на «Вахту Памяти». Найти хотя бы одного бойца, значит, уже помочь кому-то из его близких узнать о своём родственнике, например, пропавшем без вести, – говорит Д. Кибешев, курсант ВПК «Витязь».

Но не всем повезло одинаково.

– Лично я не нашёл ни одного бойца, только помогал поднимать их, – рассказывает Дмитрий. – Был рад, когда это удавалось. Поднял троих: восьмого, девятого и одиннадцатого по счёту. Первого и второго – в одном квадрате на углу дороги. Первый – состоял из нескольких фрагментов (у поисковиков считается за поднятого бойца три и более найденных фрагмента), у второго был почти полностью скелет.

– Третьего бойца, – продолжает вспоминать Д. Кибешев, – зацепили на металлоискатель. Он лежал сантиметров на 30 вглубь от поверхности. Ещё углубились примерно на метр. Грунт песчаный, не сыро. Но на следующий день в яме всё равно оказалась вода. Прежде чем приступить к работе, пришлось её откачивать.

– Я просился на «Вахту Памяти» в том году, но взяли только в этом, – рассказывает Константин Терёхин. – Из одиннадцати поднятых нами бойцов я двоих помогал, а одного поднимал сам. В первом случае, кроме останков, были и очень ветхие (возьмёшь – рассыпаются) фрагменты одежды. По ней и поняли, что красноармеец. Двух других поднимали втроём. Сначала обнаружили фрагменты скелета первого бойца на месте обороны дороги. Когда углубились, под ним оказались останки второго солдата.

Настоящим «везунчиком» в конечном итоге оказался Николай Игнатов:

– Мне не везло с самого начала «Вахты». Очень расстраивался. Представляете, уехал за тысячу вёрст от дома и не смог выполнить свой долг, сказать своё «спасибо» тем, кто воевал за нас?!

И только незадолго до отъезда юноше повезло.

– У первого бойца сначала наткнулся на ключицу. Обкопал… Потом обнаружил руку… Все детали скелета, которые находили, выкладывали на раскладке под номерами, делали фото. Полностью поднял скелет. Меня переполняла радость. Это самое запоминающееся событие изо всей «Вахты».

– Второго обнаружил щупом,  – продолжает Николай. – Он лежал, как будто упал назад себя с коленей, с осколком два на полсантиметра в черепе. (Кстати, этот осколок так там и сохранился!) Стал разрабатывать место два на два метра и тут же обнаружил кости третьего бойца.

Не только погода, но и близкие грунтовые воды осложняли ход поисковых работ:

– Было очень сыро, приходилось работать в глинистой каше. С одной стороны в раскопанной мной траншее сочилась вода. Нужно было довольно часто её отчерпывать.

Юноша не скрывает, что было трудно. Но он смог. Поднял.

– Останки сложил в мешки. Так и нёс до лагеря: одного в рюкзаке, двоих – в руках. На душе было легко – не зря приехал!

Возвращение

Середина апреля – начало мая 2018 года надолго запомнятся мальчишкам-участникам «Вахты Памяти». Они будут вспоминать не только тяжёлые будни, но и общение со сверстниками, вечерние разговоры «за жизнь» у костра.

С собой домой в качестве трофеев ребята привезли каски, большие и малые немецкие сапёрные лопаты.

Пускай в этом году им не пришлось принять участие в захоронении останков поднятых бойцов на мемориальном кладбище ввиду сложностей, возникших у организаторов. Тем не менее, навсегда останется в их памяти торжественная церемония передачи останков бойца Рабоче-крестьянской Красной Армии, нашего земляка М. Долгополова, погибшего при обороне Ельни, которая состоялась 8 мая у мемориала с Вечным огнём на Поклонной горе в присутствии класса московских сверстников.

Двое из участников поискового отряда «Гранит» – Н. Игнатов и Д. Кибешев – вместе с командиром В.Ю. Терёхиным приняли участие церемонии захоронения останков воина в с. Васильково.

Стали взрослее

Сейчас, оглядываясь назад, ребята констатируют: они изменились внутренне, по-другому смотрят на события Великой Отечественной.

– Съездить на «Вахту Памяти» стоит, – говорит К. Терёхин. – Теперь о войне знаю не только из книг. Представляете, в местах, где проходили сражения, и сейчас тяжело живётся: деревень много, местного населения мало. Они ведь раньше в грядках и на полях, в лесах останки бойцов находили… И даже неразорвавшиеся снаряды. До сих пор находят!

– Я стал более ответственным, – признаётся Д. Кибешев.  – Научился готовить. Было интересно, не пожалел, что поехал. Будущим участникам поисковой экспедиции я бы пожелал готовить себя физически и морально к труду по несколько часов в день.

– Я не думал, что так ответственно быть поисковиком, жить в походных условиях. Поехал себя попробовать, – делится Н. Игнатов. – Не задумывался о том, как буду поднимать бойцов. Могу сказать, что у меня поменялись взгляды на жизнь. Война – это такое страшное дело! Когда сам пройдёшь по позициям, где ступал фашистский сапог, посмотришь, – ощущения совсем другие. Счастлив, что участвовал в «Вахте Памяти».

Рассуждая о том, за что воевали солдаты Красной Армии в Великой Отечественной войне, сам собой возник вопрос о том, смогли бы их современные сверстники дать такой же отпор врагу, как их предки, отстоявшие мир во всём мире?

Николай ответил:

– Я бы пошёл на войну… Ещё бы кто-то пошёл. Только воевать я бы стал не за правительство, а за сестёр, бабушку, друзей, родных, свой дом.

Несмотря на все сложности, с которым пришлось встретиться, мнение участников «Вахты Памяти – 2018» едино:

– С удовольствием, если придётся, поехали бы ещё!

* * *

Поисковый отряд «Гранит» благодарит всех спонсоров, сделавших возможным его участие в «Вахте Памяти – 2018». Ребята и взрослые мечтают увидеть в зале боевой славы районного краеведческого музея экспозицию из экспонатов, привезённых с полей сражений.

Остаётся добавить, что, отметив успехи и чёткость выполнения работы нашим поисковым отрядом «Гранит», штаб поисковых отрядов Новгородской области предполагает отправить его в период «Вахты Памяти – 2019» в более перспективные для поиска районы.

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 9