Поселку Зенгино 70 лет

НА СНИМКЕ: Зенгинская основная школа.

В апреле 1948 года началось строительство поселка Зенгино, а вместе с ним – осушение Зенгинского болота. Директором торфопредприятия назначен Окулов П.В.

В одной из заметок «Искры» за 1989 год автора Е. Мокрушина говорится «приехал на перекресток трех дорог недалеко от деревень Обжерины, Левановы, Большие и Малые Гари грузовик, вышел из него начальник и сказал: «Здесь будем строить поселок». А кругом один кустарник, лежит несколько бревен, да деревянная уборная стоит. Развернулся грузовик и повез людей в близлежащие деревни на квартиры». Этот эпизод о рождении поселка вспоминала его жительница А.М. Целищева. С тех пор прошло 70 лет.
В 1958 году произошло объединение Зенгинского торфопредприятия с Оричевским. Уже на следующий год годовой объем добычи торфа превысил 900 тысяч тонн. Для поддержания мощности предприятия начато освоение Бахтинского компенсатора.
Наши предшественники, журналисты районной газеты, нередко писали свои репортажи с торфополей, особенно в страду. Так, в июне 1968 года корреспонденты писали: «Нынешняя погода словно задалась целью испытать характер торфяников: что ни день, то дождь или шквальный ветер. В этих условиях нужна особенно четкая организация труда, оперативность руководства с тем, чтобы с максимальной отдачей использовать для добычи торфа редкие «окна» в непогоде.
Мне пришлось недавно побывать на Зенгинском участке Оричевского торфопредприятия. День как раз был погожий. На поле работала колонна торфоуборочных машин.
Руководитель колонны – бригадир коммунист Николай Федорович Малышев сказал:
– В прошлом году я выполнил сезонное задание на 107 процентов, нынче обязался – на 110. Сделаю все, что от меня зависит, чтобы обязательно выполнить.
А зависит от бригадира многое. Под его началом семь уборочных машин и два фрезбарабана. Вся техника на ходу, доволен Николай Федорович и механизаторами…».
А вот другой материал, что называется, «с колес»:
«У торфяников июнь и июль – самые ответственные месяцы. В это время устанавливается самый большой дневной и месячный план добычи торфа. Оричевское торфопредприятие в каждый июньский день должно добывать 12 234 тонны торфа…
Побываем на торфяных полях предприятия. Не так давно это сделать было просто: можно было с торфяного поселка пройти на поля добычи пешком. Но теперь от 2000 гектаров Гадовского массива остались крохи, торф выработан, площади перешли в пользование сельского хозяйства и лесничества. На бывших фрезерных полях растут молодые сосны и травы. Теперь механизаторы на работу ездят за 15 – 20 километров. Со станции «Оричевская» круглые сутки отходят пассажирские поезда на участки добычи…».
Сегодня это уже история. Эра торфодобычи Оричевского торфопредприятия и его Зенгинского участка завершена. Однако мы всегда будем помнить о славном трудовом подвиге торфозаготовителей, наших земляков.
Сегодня в поселке Зенгино, в окрестностях которого в середине прошлого века было обнаружено месторождение торфа, есть градообразующее предприятие – СПК «Гарский». Работают Зенгинская основная школа, детский сад, медпункт, Дом культуры, библиотека.
В настоящее время ведется работа над книгой об истории Зенгино. Ее автор Роман Александрович Береснев, детство и юность которого связаны с этим поселком. Сегодня публикуем отрывок из будущей книги.

Мало-Гарская и Минеевская школы в конце XIX — начале XX века
Развитие народного образования в деревнях, расположенных на территории современного Гарского сельского округа, началось задолго до открытия школы в п. Зенгино. Важную роль в просвещении сельских жителей в конце XIX – начале XX века сыграли деревенские начальные школы в деревнях Малые Гари и Минеевщина, которые несли детям свет знания и были единственным очагом культуры.
Началось все в далеком 1876 году, когда в Минеевщине открылась школа грамоты – первый прообраз современной начальной школы. 1 февраля 1890 года начала работу школа грамоты в деревне Малые Гари. Подобные школы создавались в крупных деревнях Орловского уезда, пользовались пособиями от уездного земства, но вместе с тем руководство ими возлагалось на местных священнослужителей, образование носило религиозный характер. За близость к семейному воспитанию, обучение детей без отрыва от семьи школы грамоты часто именовали «домашними школами».
Учебный год начинался в сен-
тябре и заканчивался в мае. В связи с сезонными сельскохозяйственными работами (сев, уборка), на которых были задействованы дети из крестьянских семей, начало и окончание учебного года могли изменяться. Под классы приспосабливался, как правило, дом одного из крестьян. Учебный день начинался в 8 или в 8.30 с утренней молитвы. Урок продолжался 1 час. В течение дня было 5 – 6 уроков.
Учились в школе грамоте чаще всего 2 года. За это время ученики получали начальные знания по Закону Божию, церковно-славянскому и русскому чтению, письму, арифметике и пению. Содержание для земства школ грамоты (с квартирою, освещением, отоплением, прислугою, учебниками, учителями и пр.) было относительно недорогим делом – каждая обходилась в 138
рублей 80 копеек, каждый учащийся – около 4 рублей1.
Отдельно хотелось бы сказать о педагогах – настоящих энтузиастах своего дела. Во многом руководствуясь позывом «нести знания в народ», за скромное денежное содержание (в 1900 году учитель получал 60 рублей в год) эти люди многое сделали для развития грамоты среди детей крестьян окрестных деревень. В Мало-Гарской школе детей учила Клавдия Суторихина, дочь псаломщика, окончившая курс 3-классной прогимназии. Наблюдатели от уездного земства отзывались о ней «как о великой труженице, способной учительнице и умелой воспитательнице»2.
Количество детей в разные годы было различным. В Мало-Гарской школе грамоты от 34 до 50 учеников, в Минеевской – от 22 до 40.
В конце XIX – начале XX века Орловское уездное земство продолжало развивать народное образование в селах и деревнях уезда. Школы грамоты постепенно заменили народные училища, дававшие полноценное начальное образование для крестьянских детей. «К 1 января 1913 года в уезде существовало 254 училища, вошедшие в школьную сеть и осуществлявшие план всеобщего обучения; из этого количества училищ 204 училища содержались на средства земства с пособием от казны, 9 училищ содержались на средства Министерства Народного Просвещения с пособием от уездного земства, и 41 церковно-приходское училище содержалось на средства ведомства православного вероисповедания»3. В этих образовательных учреждениях обучалось 12 452 ученика4.
На территории современного Гарского сельского округа на базе школ грамоты было открыто 2 одноклассных училища: Минеевское в 1896 году и Мало-Гарское в 1903-м. Обе школы относились к земским учреждениям, так как их строительство и жизнедеятельность финансировались Орловским уездным земством. Мало-Гарская школа имела 3 классных комнаты и раздевалку. При школе было построено общежитие, в котором проживало до 70 учащихся из близлежащих деревень. Минеевская школа была меньше: в ней было 2 классных комнаты, отсутствовало общежитие. Далеко проживавшие ученики ночевали в классах.
По числу учащихся Мало-Гарская школа была тоже больше. В 1912-1913 учебном году в ней обучалось 105 школьников (в Минеевской – 58). Мальчиков обучалось больше чем девочек: в Малых Гарях на 1 января 1914 года ходило в школу 65 мальчиков и 23 девочки, а в Минеевщине – 35 мальчиков и 20 девочек. Исходя из того, что состав населения в деревнях был однородным, все дети, обучавшиеся в школе, относились к русской народности, крестьянскому сословию и православному вероисповеданию. В Мало-Гарской школе преподавало 3 педагога. В связи с тем, что все учителя были приезжие, им бесплатно предоставлялись квартиры при школе. Долгое время в школе проработал Василий Петрович Обжерин. В Минеевской школе работало 2 учителя. Екатерина Андреевна Кокорина преподавала с момента основания школы. Все педагоги за свой труд получали по 360 рублей в год, что по тем временам считалось хорошим заработком.
Образование с 1909 года было бесплатным. До этого был особый косвенный сбор с крестьян-родителей. Учебный год длился с 1 сентября по 15 мая. Основными предметам были славянский язык (каллиграфия и чтение), Закон Божий, история, география, арифметика, пение, родиноведение.
Земские начальные школы стали хорошей основой для развития системы школьного образования в советский период.
1 «Журнал Орловского Вятской губернии уездного земского собрания XVIII сессии 1894 год». Вятка, 1895. С. 572.
2 «Журнал Орловского Вятской губернии уездного земского собрания XVII сессии 1893 год». Вятка, 1894. С. 111.
3 «Журнал Орловского Вятской губернии уездного земского собрания 48-й очередной сессии 1914 год». Орлов, 1914. С. 972 — 973.
4 Там же. С. 974
Подготовила Татьяна ТРУХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + = 26