Этот девиз комсомолия Арбажского района подхватила одной из первых в области.
Известно, что к 1933 году почти во всех колхозах района были созданы комсомольские организации. Усилению темпов коллективизации способствовала организация машинно-тракторных станций.
Первую в Арбаже возглавил комсомолец с 1920 года Василий Бурдин. Отличными трактористами были члены ВЛКСМ Фёдор Шалыгин, Данил Тигунов, Артём Долгополов, Пётр Жгулёв. Вместе с парнями учились управлять тракторами и девушки – Глафира Одинцова, Татьяна Долгополова, Мария Кропотова, Анна Целищева.
Комсомольцы Андрей Лобастов, Семён Мамаев и Иван Семёновых — первые трактористы района.
В конце 1960-х в районе успешно развивалось льноводство. В связи с ростом поставок техники селу молодёжь активно откликнулась на призыв о механизаторском всеобуче. Только в Сорвижах и Верхотулье обучалось по 60 – 70 человек.
По воспоминаниям первого секретаря РК ВЛКСМ с 1974 по 1978 годы Н.Г. Ризатдинова, немало было подготовлено через механизаторский всеобуч молодёжи, особенно девушек. После зуевских (видимо, почин пошёл оттуда) на трактора сели и арбажские девчата. Девичья тракторная бригада работала у нас несколько лет, начиная с 1974 года.
Вспоминает арбажанка Л.А. Гагаринова, одна из трактористок той знаменитой бригады.
– На фотографии первая девичья тракторная бригада от «Сельхозтехники». Все мы в обычной жизни работали по разным специальностям. Например, Галя Решетникова и Валя Штина после техникума распределились в СХТ, Валя Сысолятина – директор Дома пионеров, я работала на районной информационно-вычислительной станции, Надя Нечаева – на телеграфе, Нина Южанина и Рая Шатова были медиками.
На вопрос, как девчонки оказались за рулями «Белорусов», Людмила Алексеевна отвечает:
– Если честно, то ещё в восьмом классе школы, когда нас спрашивали, какую профессию хотим выбрать, я ответила, что стану дояркой или механизатором, хочу работать на тракторе. Борис Павлович Глушков, первый секретарь райкома комсомола в 1970-е, – человек был не только удивительно умный, но и с большим даром убеждения. Он сумел зажечь нас, сельских девчонок, на такой подвиг. Интересно же!
Именно поэтому – из интереса и в погоне за романтикой – вечерами после работы отправлялись девчонки, в том числе и Людмила из дома в Лобастах, в СХТ, а потом, около полуночи – с занятий обратно.
Обучение девушки и юноши проходили на базе «Сельхозтехники».
– Зиму изучали теорию. Руководил курсами Сергей Иванович Шалагинов. Мы боготворили его. Вождению обучал парень из Шембети. Как только у них на нас терпения хватало?! – говорит Л.А. Гагаринова.
На курсах обучались и молодые люди: В. Мосунов, В. Кислицын, А. Багин, другие.
По окончании обучения за каждой из девушек закрепили трактор МТЗ-82.
– Жребий тянули – кому какой достанется, — вспоминает Людмила Алексеевна. – Мне достался новый. Чистила и мыла его, чтоб блестел!
Содержать технику в «блестящем» состоянии было далеко не просто: девичья тракторная бригада занималась вывозом органики. «Беларусы» девушек с разбрасывателями три-четыре месяца в году (в весенне-осенний период) бороздили поля в колхозах «Дружба», «Прогресс», «Рассвет», совхозах «Восход», «Корминский» и «Басмановский», «Колос».
– В Верхотулье с нами работал и местный отряд, в котором тоже трудилась девушка – Тамара Кардакова (Евдокимова). Учителями на практике были замечательные люди. О них мы вспоминали недавно с Алексеем Андреевичем Исуповым и Валентиной Георгиевной Долгополовой. Во всём нам помогали бульдозеристы Дмитрий Ивакин, Валерий Гагаринов, Михаил Токарев, на погрузчиках работали Дмитрий Артемьевич Папырин и Иван Иванович Гагаринов.
Конечно, случались и поломки.
– Механиком в первый год работы у нас был Иван Павлович Устюжанин. Вместе с ним ремонтировали, – продолжает рассказ Л.А. Гагаринова. – Однажды случилась серьёзная поломка, пришлось колоть трактор пополам. Он как хирург всё внутри показывал, рассказывал. Очень интересно! С нами работал электрик Виталий Чикишев – тоже очень опытный специалист!
О том, как первый раз самостоятельно погнали трактора в Кугунур, Людмила Алексеевна теперь вспоминает с улыбкой. А тогда было не до смеха:
– Очень волновалась, даже боялась. Ехала на пониженной скорости. Отстала ото всех. Зато потом, по полям в Кугунуре, гоняли – ух! – на девятой повышенной…
В наши дни среди мужчин распространена поговорка о непредсказуемости женщин за рулём. Девичью тракторную бригаду в далёкие 1970-е «окрестили» в народе «дикой дивизией».
– Ой! Да мы ездили «не путём и не дорогой», – смеётся Людмила Алексеевна. – Забывали иногда поворотники включать… Да мало ли ещё чего!
Прямо скажем, в настоящее время желающих сесть за баранку трактора МТЗ или даже современного комбайна не так уж много. А каких-то сорок лет назад за это дело с энтузиазмом брались комсомольцы, и среди них были даже девушки!
Девичьей тракторной бригадой СХТ было завоёвано немало переходящих и памятных вымпелов. Они оказывали большую помощь в вывозке удобрений на поля колхозов и совхозов.
– За отличную работу нам выделили путёвку в международный молодёжный лагерь «Верховина» в Закарпатье. Ездили с девчонками, – завершает разговор Л.А. Гагаринова.
При подготовке статьи использованы материалы центральной районной библиотеки им. А.П. Батуева.
Наталья ЗЕВАХИНА