Слышишь, время гудит: БАМ!

Во второй половине ХХ века сотни тысяч молодых людей отправлялись на ударные комсомольские стройки. Кто-то ехал по путёвке ВЛКСМ, а кто-то – просто по собственному желанию.

В середине 1960-х 1700 тысяч добровольцев по комсомольским путёвкам осваивали необжитые районы Сибири, Севера, Дальнего Востока, Казахстана.

Только в 1968 году 96 промышленных объектов объявлены всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Среди них – стан «2500» на Магнитке, Волжский автозавод, Краснодарское водохранилище. А были ещё Донбасс, Днепрогэс, Волжская, Каховская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская гидроэлектростанции, железная дорога Абакан — Тайшет, нефтепровод «Дружба», Байкало-Амурская магистраль (БАМ)…

Несомненно, среди участников различных комсомольских строек было немало и молодёжи из Арбажского района. Наши земляки возводили, к примеру, Красноярскую и Братскую ГЭС, строили магистрали.

БАМ — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Без неё современную Россию представить невозможно. Общая протяжённость магистрали составляет 4300 километров.

История строительства БАМа начинается с 1930-х годов. В Великую Отечественную войну случился перерыв… Потом работы возобновились.

В 1974 году на 17 съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а на западный участок будущей магистрали направили первый комсомольский десант добровольцев количеством 600 человек.

В марте 1981 года по комсомольской путёвке отправилась на строительство Байкало-Амурской магистрали молодая семья арбажан Василия и Валентины Пироговых.

— Работали сначала в посёлке Лопча, а потом в Усть-Хани Тындинского района Амурской области, — вспоминают они. — Когда приехали в Лопчу, думали, что будем одни, без земляков, а оказалось, что там уже были арбажане супруги Анатолий и Лидия Кислицыны с двумя сыновьями, Анатолий Жгулёв, Виктор Шустов. Не теряли связей, общались, ходили друг к другу в гости.

Василий Михайлович, немного поработав по профессии техником-лесоводом, пересел на немецкий грузовик «Магирус» в мехколонне № 155, а Валентина Николаевна стала там же методистом по спорту.

– Работал на строительстве железнодорожной насыпи, — говорит Василий Михайлович.  – Участков новых не осваивали, доделывали старое. Возили щебень из соседнего карьера, недалеко.

– Жили в вагончиках, без излишеств, — рассказывают супруги. –  В них самое необходимое на семью: стол, кровать… Так жили все! Потом переехали в общежитие.

Жизнь в совершенно новых условиях нисколько не тяготила:

— Природа там очень красивая, — вспоминает Валентина Николаевна. – На сопку поднимешься – ковёр из брусники. Грибов!..

— Два года прожили на БАМе, оттуда привезли дочь, — завершают разговор Пироговы.

В начале 1980-х отправилась на БАМ и семья арбажан Протасовых. Супруга, Валентина Акимовна, трудилась в швейной мастерской, а Виктор Леонидович семь лет отработал в строительно-монтажном управлении «Донское»:

— Строил в том числе и железнодорожный вокзал на станции Киренга, что в посёлке Магистральный Казачинско-Ленского района Иркутской области, — говорит он.

В этом посёлке трудились ещё две семьи арбажан: Бедулевы и Мосуновы, а в соседней Кунерме –  Кислицыны и Витвинины.

— Народ на БАМе жил очень дружно, – вспоминает Валентина Акимовна. – Ездили отдыхать на Байкал – всего 170 километров. Во всём помогали друг другу. Снабжение было хорошим и зарплаты высокие. Климат, правда, суровый, сибирский.

Шефство комсомола над ударными стройками страны приносило свои плоды: удавалось добиваться более высоких показателей. Вовлечённая в преобразования молодёжь стала в те годы символом подъёма страны.

Об этом слагались песни, которые до сих пор дороги поколению строителей.

Работы на БАМе были завершены осенью 1984 года. С 1985 года Байкало-Амурская железная дорога носит имя Ленинского комсомола.

И пусть скептики говорят, что, мол, все стройки, называемые комсомольскими, держались на плечах заключённых и стройбатовцев, и не было никакого энтузиазма, а только тяжелейший труд за копеечную плату. Конечно, и это тоже было.

Тем не менее, не стоит забывать, а даже, по-моему, нужно гордиться тем, что частицы труда наших земляков есть во многих великих стройках, созданных на благо страны.

 

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 4