Было, есть и будет!

В этом году система народного образования района отмечает свой вековой юбилей. Дата солидная! Давайте окунёмся в прошлое, вместе проследим некоторые вехи в истории народного образования Арбажского района.

До Октябрьской революции в Арбаже, Сорвижах, Пишнуре, Верхотулье, Шембети, Кормино и Шаранице девочки обучались в церковно-приходских, а мальчики – в земских школах с трёхлетним сроком обучения. В них изучали арифметику, русский язык и Закон Божий. Только для мальчиков из зажиточных семей в 1916 году в Арбаже было открыто высшее начальное училище с шестилетним сроком обучения.

Более 75 % населения в то время было неграмотным.

С установлением Советской власти на базе земских школ открываются начальные (народные) школы с 4-х летним сроком обучения, а в Арбаже на базе бывшего начального училища – школа II ступени с девятилетним сроком обучения и кооперативно-сельскохозяйственным уклоном. Всего была открыта 41 школа.

С начала образования Арбажского района для руководства и контроля за работой школ, детсадов при райисполкоме создаётся отдел народного образования.

За весь исторический путь руководили народным образованием ответственные люди, преданные своему делу: Г.Я. Трушков (8 лет), И.С. Русаков, А.И. Шубина, И.Е. Гурдин, отличник народного просвещения И.М. Шевнин (7 лет), К.С.  Гурдина, 3.И. Семёновых, А.С.  Кислицын (8 лет), отличник народного просвещения А.Н. Петров (14 лет), отличник народного просвещения Г.И. Куликов (8 лет), Л.И. Шадрина (18 лет), В.Г. Огородов, Т.Н. Батухтина, Е.И. Калатыгина.

Потребность в грамотных людях у молодой советской страны растёт. В 1930 году было введено всеобщее обязательное обучение в сельской местности и семилетнее – в городах. С 1930 года в сёлах открывается школы крестьянской молодёжи (ШКМ), которые просуществовали до 1934 года.

Райком партии и райисполком уделяли большое внимание культурному строительству в районе. Обсуждая этот вопрос, пленум РК ВКП (б) назвал 1931 год годом переломным в деле роста культурного и общеобразовательного уровня населения. Пленум констатировал, что 90 процентов детей охвачены всеобучем, для ликвидации неграмотности создано 98 пунктов ликбеза, где обучается 4169 взрослых и 2136 детей. Работает в них 445 культармейцев.

В 1920-е и начале 1930-х годов закладывались основы воспитания подрастающего поколения в духе советского патриотизма, интернационализма, коммунистического отношения к труду. В тот период не было чётких программ, учебников, хороших методических пособий, идейно-политическое воспитание требовало огромной самостоятельной творческой работы учителей. В этом деле участвовали комсомольские организации, которые стали создаваться в школах в 1919 году, а в начале 1920-х годов появляются пионерские организации.

В программных документах партии ещё в первые годы Советской власти говорилось, что школа социалистического общества должна развиваться как трудовая и политехническая. Были введены уроки труда, открыты мастерские, созданы пришкольные участки, где учащиеся не только выращивали сельхозкультуры, но проводили и опытническую работу. Однако в большинстве школ в этот период политехнизация отрывалась от изучения основ наук.

В 1930-е годы была допущена другая крайность: ученики стали получать хорошие знания по математике, физике, естествознанию, но из программ был исключён труд, школьники почти не знакомились с промышленным и сельскохозяйственным производством.

15 мая 1934 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР установлена новая структура типов общеобразовательных школ: начальная – 1 –  4 классы, неполная средняя (НСШ) –  1 –  7 классы, средняя (СШ) 1 –  10 классы. Позднее НСШ реорганизованы в восьмилетние, а средние – в школы с одиннадцатилетним летним сроком обучения.

11 мая 1936 года на заседании Президиума Арбажского районного исполнительного комитета было принято решение о создании Арбажской средней школы, открытии школы в д. Мосуны, семилетних школ в сёлах Шембеть, Верхотулье.

С 1 сентября 1936 года начала работу Пишнурская семилетняя школа.

В 1935 –  1936 учебном году в районе насчитывалось 39 школ, из них одна средняя (Арбаж), семь неполных средних (в Верхотулье, Кормино, Пишнуре, Роях, Сорвижах, Шембети и Чистополье) и 31 начальная, где 7231 школьников обучали 220 учителей. Успеваемость учащихся составляла свыше 90 %. Почти на этом же уровне работали школы в 1937 –1939 годах.

В августе 1936 года на заседании президиума РИКа было решено организовать пионерский клуб на базе детской площадки, который стал прототипом Дома пионеров. Первым директором работала Н. Н. Николаева. В это время пионеров в районе было 1575 человек, а через год – уже 2122. В школах ввели должность пионервожатого.

В 1937 году в Арбаже открываются детские ясли.

В 1938 г. создаётся центр методической работы с педагогами –  районный методический кабинет, работают секции учителей по предметам.

Немало замечательных педагогов-наставников трудилось в нём за эти годы. Заведующими районного методкабинета работали Н.Ф. Лобастова, Л.Л.  Кислицына, Л.А. Радостева, Л.Н. Краева, Н.А.  Иванова, методистами Т.А. Пересторонина,    А.А.  Матёшик, С.М.  Егорова, инспекторами З.В.  Кардакова, А.Я. Солоницын, А.Т. Кардаков, Г.З.  Захарова, В.Е. Ичетовкина, В.В.  Торопова, Т.Е. Одегова, В.Н.  Городилова, В.В. Кокорина, Т.В.  Видякина.

Они изучали и распространяли опыт работы лучших учителей, обеспечивали педагогов необходимой информацией об основных направлениях учебного процесса, учебниках и учебно-методической литературе, организовывали повышение квалификации работников просвещения, бывали в школах, помогая в работе молодым специалистам, работали с методическими объединениями учителей и воспитателей.

В 1939 году детский сад п. Арбаж посещало 43 ребёнка.

Первой семилетней и средней школой в районе была Арбажская. В сентябре 1940 года начала работу Сорвижская средняя школа.

Перед началом Великой Отечественной войны в районе работало 39 школ, в том числе две средних, семь – неполных средних и 30 начальных. Количество учащихся 8168 человек. Из 225 учителей трое с высшим образованием, с неполным высшим –  девять, со средним педагогическим – 125, со средним – 56 человек. Успеваемость в школах свыше 90 процентов.

В годы войны школы не прекращали своей работы, но количество учащихся уменьшилось, так как многие из старшеклассников уходили работать на производство, в колхозы, чтобы помочь семье и стране.

В средних школах из комсомольцев-старшеклассников готовили механизаторов для уборки колхозного урожая. Так, например, в Арбажской – было подготовлено в 1942 – 1943 годах 24 комбайнера и 32 льнотеребильщика.

Работа педагогов осложнялась работа тем, что сменились кадры учителей, мужчины уходили на фронт.

В Арбажской, Сорвижской школах размещались эвакуированные дети из Ленинграда. В Арбаже нашли приют более 100 мальчиков детской хоровой капеллы, в Шаранице был создан детский дом для детей-сирот. Жилось учителям, как и всем в годы войны, очень трудно.

С сентября 1945 по сентябрь 1949 Сорвижская средняя школа была семилетней.

В 1949 году при РОНО создаётся отдел по пионерской работе.

В 1949 – 1950-м учебном году в районе было 42 школы, в том числе 33 начальных (2945 учащихся), семь неполных средних (2048 учащихся) и две средних школы (1263 ученика). Работало в школах более 200 учителей. Успеваемость составляла от 90 до 97 %.

В 1950-е годы завершается переход к всеобщему семилетнему образованию на селе. В эти же годы вернулись к вопросу знакомства школьников с промышленным и сельскохозяйственным производством. Создаются материальные условия для политехнического обучения. В школах открываются кабинеты физики, химии, биологии, мастерские по обработке металла, дерева, швейные. В учебно-воспитательном процессе применяются кино, телевидение, эпидеоскопы, магнитофоны и т. д. Однако снизились общеобразовательные знания.

В сентябре 1953 года открыт интернат при Пишнурской семилетней школе (работал до конца мая 1988 года). В 1957 году школа стала восьмилетней.

В 1950 –  1960-е годы для улучшения условий в работе школ строятся новые здания для них. За счёт бюджетных средств в 1953 году построены здания Корминской семилетней (на 280 мест), Высоковской начальной (на 120), в 1955 году – Сорвижской средней (на 320) и Ярашинской семилетней (на 320 мест) школ. В 1957 году введено здание Пишнурской семилетней школы (на 280 мест), в 1960-м – введено в эксплуатацию здание Шембетской средней школы.

В 1970 – 1980-е годы появляются типовые школы в Шаранице, Мосунах, в 1995 году – в Кормино, идёт строительство в Пишнуре. Строились хозспособом начальные школы в колхозах и совхозах. При школах открываются интернаты, столовые, идёт закладка садов и школьных подсобных хозяйств.

В 1956 году по решению райисполкома Дому пионеров в п. Арбаж было выделено здание, его штат состоял из девяти единиц, он стал иметь свою смету расходов.

В 1958 – 1959 учебном году в районе была 41 школа, в том числе четыре средних. Обучалось 3658 учащихся, успеваемость составляла 94,3 %.

В 1960-е годы во всех школах введена кабинетная система обучения.

В сентябре 1961 года Шембетская школа преобразована в восьмилетнюю. С 1954 по 1991 год при школе существовал интернат.

В 1963 году в Арбаж из г. Советск была переведена вспомогательная школа-интернат. Ей были переданы здания бывшего РК КПСС, райисполкома и магазина.

Встречены были сотрудники и учащиеся школы в посёлке недоброжелательно и недоверчиво. Однако, вскоре, когда население увидело, как педколлектив и воспитанники своими силами создают себе условия для учёбы и жизни: строят пристрой к зданию бывшего райкома под классы, кухню, столовую, мастерские, прачечную (а построено было более 1000 кв. м), как трудятся на полях колхоза «Россия» и на своём подсобном хозяйстве, в мастерских; как учатся и ведут себя, это недоверие исчезло и школа завоевала признания населения.

С детьми занимались специалисты своего дела, учителя-дефектологи и воспитатели. Директором школы 22 года работала В.И. Криницына, её на этом посту сменили Т.С.  Костина, Т.С. Жгулёва, Е.И. Калатыгина, В.Г. Мамаева, Т.М. Семёновых.

Рассказывает уроженка нашего района Татьяна Сметанина (Семёновых):

– Мой прадедушка Григорий Емельянович Семёновых проживал в деревне Большой Кугунур. Это был прогрессивный по тем временам человек, любитель всего нового, неизведанного, передового.

До Октябрьской революции, взяв ссуду в земстве, построил двухэтажную трёхклассную школу. Школа была частной, учителя приглашались со стороны, были среди них и из села Арбаж. Содержали школу, заготовляли для неё дрова, ремонтировали, красили и мыли полы члены семьи Г.Е. Семёновых. Обслуживала школьное здание и Анна Григорьевна Семёновых (Кислицына), в те давние времена маленькая Анюта, дочь владельца школы, одна из трёх девочек, которые учились тогда среди остальных учащихся-мальчишек.

Из собственноручных записей А.Г. Кислицыной на обороте фото: «В 1906 году школа ещё достраивалась, после была обшита и покрашена в жёлтый цвет. Когда стала работать школа, земство стало платить 30 рублей в месяц. Из этих денег (отец) выплачивал ссуду земству. Учителя были из Арбажа – Юлия Ивановна и Елизавета Александровна».

– Девочек тогда почти никто не учил, некогда им было грамоту познавать. Надо было прясть, – вспоминала Анна Григорьевна. – Я училась благодаря отцу, но было нелегко учиться, одолевала пряха. Сяду, бывало, за пряху, а у самой книжка в руках. Как только кто заходит в избу, книгу тотчас прячу под сарафан. Любила читать книги. Всю школьную библиотеку прочитала. Не знаю, был ли доход от школы у отца (плату за обучение брали по 30 рублей), но ссуду он долго выплачивал. Школа в истории деревни сыграла немалую роль. Я слышала, как мужики говаривали в своё время: «Если б не Григорий Емельянович, не было бы грамотных в Кугунуре».

 

Продолжение следует.

На основании исторических справок школ, управления образования Арбажского района, сборника материалов «Арбажскому району 70 лет», материала-выступления Л.И. Шадриной на районном педсовете в октябре 2018 года, материалов из открытых источников подготовила Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

77 − 76 =