Что может подвигнуть ребёнка на занятия музыкой? Несомненно, интерес! К пению, игре на музыкальном инструменте, к музыке вообще. И замечательно, когда этот интерес подкрепляется возможностью реализации желаний.
Значение музыкального воспитания в развитии личности ребёнка трудно переоценить. Конечно, не каждый из тех, кто попробует прикоснуться к этому виду искусства, станет великим музыкантом или свяжет жизнь с «музыкальной профессией», но то, что это наложит отпечаток на развитие его личности – однозначно!
Возможность постигнуть азы нотной грамоты и игры на музыкальных инструментах у юных арбажан появилась в 1969 году. Решение исполкома районного совета депутатов трудящихся пос. Арбаж Кировской области от 1 июля 1969 года № 113 «О создании детской музыкальной школы в пос. Арбаж» гласит: «На базе здания, переданного с баланса вспомогательной школы Арбажскому поселковому совету открыть детскую музыкальную школу в пос. Арбаж с 1 сентября 1969 года» (Ф. № 1, О. № 1, Д. № 341, л. 62).
Вот как вспоминает о событиях тех лет первый директор (1969 – 1972 гг.) Анатолий Сергеевич Смирнов:
– Руководил школой три года: после окончания училища приехал в Арбаж по распределению. Школу построили из старого здания, где-то разобрали и перевезли на улицу Первомайскую. Весной в разлив к ней подступала вода.
Это не мешало педагогам и ученикам заниматься музыкой.
– На момент открытия в школе были две специальности: фортепиано и баян, – продолжает Анатолий Сергеевич. – У нас в наличии имелись четыре новых фортепиано и два баяна, а также новая мебель. С 30 учениками первого набора занимались два преподавателя: я по классу баяна, а Любовь Марковна Манылова – по классу фортепиано. Она работала у нас три года.
Преподаватели проживали в здании школы и считали это удобным: прошёл по коридору и уже на работе.
– Жили весело. В концертах принимали активное участие. Даже на отчётном концерте представляли сказку-оперу «Муха-Цокотуха». Один из моих учеников – Анатолий Кислицын – закончил в Уфе консерваторию по классу баяна.
Занятия в школе были платными. Решением исполкома районного совета от 19 сентября 1969 года № 161 была установлена «плата за обучение старших детей в вечерней музыкальной школе 14 рублей ежемесячно (за одного учащегося) (Ф. № 1, О. № 1, Д. № 341, л. 182).
Из воспоминаний ученицы школы Наталии Сергеевны Одинцовой (Кочевой):
– Мы первый выпуск в нашей музыкальной школе. Для нас это был своеобразный клуб по интересам. Я занималась по классу баяна. А ещё была домра… У нас был целый оркестр народных инструментов! Кто-то и на балалайке играл! Жили весело и интересно. Мы выступали в библиотеках, домах культуры. Запомнилось, как с оркестром ездили выступать даже в Советск. Впоследствии, во время работы в коррекционной школе, знание музыкальной грамоты и навыки владения инструментом очень помогали при подготовке отдельных номеров и различных концертов с детьми.
В 1972 – 1975 годах школой руководил В.Н. Лебедев. Преподавателем по классу фортепиано и теории музыки в 1972 – 1973 годах работала Г.А. Бирюкова.
– Детей обязательно нужно учить музыке, – считает Людмила Анатольевна Овчинникова. – Это не только развитие мелкой моторики, это и здоровье, и внутреннее развитие человека.
В августе 1973 года она приехала в Арбажский район и стала преподавателем по классу фортепиано. 16 лет – до 19 февраля 2001 года – Людмила Анатольевна возглавляла коллектив детской музыкальной школы (ДМШ) п. Арбаж.
– Когда я приехала в Арбаж, здесь был директором и обучал детей по классу баяна Владимир Николаевич, работали педагоги-совместители Юрий Борисович Рудин и Галина Аркадьевна Бирюкова. Моей специальностью по диплому была «Преподаватель сольфеджио, общего фортепиано детской музыкальной школы», – рассказывает она. – Эти предметы я и вела.
По словам Л.А. Овчинниковой, 1980-е годы запомнились ей подъёмом художественной самодеятельности в районе. Педагоги музыкальной школы готовили к концертам представителей трудовых коллективов. Кроме того, очень часто с детьми выезжали на различные конкурсы в Киров и Котельнич.
С теплотой вспоминает педагог свою первую выпускницу по классу фортепиано Е. Крашенинникову.
– В школу обратились с просьбой обучать музыке детей из села Шембеть, — продолжает Людмила Анатольевна. – Мы пошли навстречу. Там успешно занимались игрой на инструментах Сергей Мотовилов, Ирина Пешкина, Александр Челпанов и другие. Аналогичная просьба поступила к нам из села Сорвижи. К сожалению, мы не смогли её удовлетворить – не хватало кадров.
Для некоторых учащихся детской музыкальной школы музыка стала жизнью. После получения профессионального образования Анатолий Кислицын (из самого первого выпуска) работал в музыкальной школе в Дороничах, Ирина Пешкина – преподавала музыку в Туже, Олег Игнатов стал культпросветработником…
– Всех из моих выпускников, кто после музыкальной школы связал свою жизнь с музыкой, сразу и не вспомнишь, – признаётся Л.А. Овчинникова. – Например, преподаватели музыкальной школы Ольга Мерзлякова (Пестова), Галина Папырина (Третьякова) – мои выпускницы. Наталья Яровикова сейчас преподаёт в школе искусств, Жанна Антакова, Анна Шабалина, Юлия Овчинникова стали учителями музыки в разных учебных заведениях. Неплохо складывается творческая судьба у Надежды Хомутовой.
Рассказывает выпускник детской музыкальной школы п. Арбаж Сергей Васильевич Мохов:
– Я учился в классе баяна в музыкальной школе с 1977 по 1982 годы. Мне преподавали Галина Николаевна Сысолятина, Владимир Александрович Махнёв, Юрий Борисович Рудин. Годы учёбы запомнились большим количеством концертов не только в Доме культуры посёлка, но и в сельских. Мы посильно участвовали в агитбригадах. Конечно, больше старшеклассники.
В последствии С.В. Мохов стал директором ДМШ.
Наталья ЗЕВАХИНА.
При подготовке материала использованы документы, предоставленные сектором архивной работы администрации Арбажского района.
Окончание следует.