Когда в душе звучит музыка

Окончание. Начало в № 50.

Преподавательский состав ДМШ постоянно претерпевал изменения.

В конце 1980 – начале 1990-х в детской музыкальной школе п.  Арбаж работают несколько специалистов: Л.А. Овчинникова, С.В. Мохов, И.А. Трещилова (Болгова), преподаватель теории музыки О.Ю. Мерзлякова (Пестова)(1987 – 2004).

В 1988 году в ДМШ обучались музыке одновременно более 50 детей. Желающих заниматься музыкой было так много, что в начале учебного года для них проводился экзамен на наличие музыкального слуха и ритма.

Многие дети учились музыке «для себя». Тем же, кто, по мнению преподавателей, проявлял особые способности, давались большие нагрузки, и их сразу ориентировали на выбор профессии, связанной с музыкой.

– После школы поступил в Кировское училище искусств по специальности «Преподаватель детской музыкальной школы по классу баяна, руководитель оркестра народных инструментов»,  – рассказывает Сергей Васильевич Мохов. – Окончив его, начал работать в Арбаже. Потом была служба в армии и снова возвращение в детскую музыкальную школу. В 1988 – 2004 годах обучал игре на баяне, аккордеоне, даже гитаре. С 2001 до 2004 годы был директором школы. Несколько моих учеников выбрали специальностью преподавание по классу баяна.

Настоящей трагедией для коллектива детей и педагогов стал пожар в здании детской музыкальной школы пгт Арбаж.

– В самом начале моего руководства сгорело школьное здание с инструментами и нотами, – вспоминает Сергей Васильевич. – Тогда мы и переехали в здание гостиницы. Была перестройка, начинались финансовые проблемы. Кое-как по школам собрали инструменты и ноты.

Рассказывает ещё одна выпускница детской музыкальной школы – Галина Владимировна Третьякова, – которая стала преподавателем в родной школе:

– Я училась по классу фортепиано у Людмилы Анатольевны Овчинниковой. Это было с 1979 по 1986 годы. В школе работали молодые педагоги. Вспоминаются Елена Петровна Кибардина, Маргарита Юрьевна Землянова, педагог по сольфеджио Эмма Равиловна Бузикова. Мне очень нравилось петь на хоре. Волнительными были выступления на сцене районного Дома культуры. Запомнились и походы: зимой в лес за ёлкой вместе с преподавателями.

Неслучайным был выбор будущей профессии.

– С подачи Людмилы Анатольевны я поступила на «Дирижёрско-хоровое отделение» Кировского училища искусств, окончила его по специальности «Дирижёр хора, преподаватель сольфеджио» и педагогом вернулась в Арбаж. С 1990 года обучаю детей сольфеджио, игре на фортепиано, хоровому пению.

Как и у любого преподавателя, есть у Галины Владимировны и свои звёздочки, о которых она не преминула упомянуть.

– За годы работы запомнились многие учащиеся нашей школы. Отмечу особо старательных: успехи в изучении сольфеджио делали Наталья Яровикова, Жанна Антакова, Екатерина Николаева, по классу фортепиано – Татьяна Петухова, Яна Целищева, Андрей Филин. Сейчас с удовольствием занимается Егор Петров. Вокалистки Вероника Смёрдова и Марина Токмянина нередко представляют нашу школу на зональных и областных конкурсах.

– В ДМШ я поступила где-то в 1983 году, – рассказывает Надежда Александровна Курноскина (Хомутова). – Школа тогда располагалась на улице Свободы в старом двухэтажном здании с большой крутой лестницей. К сожалению, тяги к музыкальным предметам у меня не было, но бабушка очень хотела, чтобы я музицировала на фортепиано. Она и купила мне инструмент. Поэтому деваться было некуда, пришлось учиться! Учителей у меня было много, они часто менялись. Первую учительницу звали Маргарита Юрьевна Землянова. А в последний год училась у Людмилы Анатольевны Овчинниковой – хорошего педагога. Даже жаль, что сразу не к ней попала. Но именно она меня воодушевила поступать в Кировское училище искусств на «Дирижёрско-хоровое отделение».

Из школьных лет, по словам Н.А.  Курноскиной (Хомутовой), вспоминаются несколько эпизодов.

– Первый, когда приехал композитор Александр Флярковский.  (Он в годы войны был среди мальчиков эвакуированной из Ленинграда в Арбаж хоровой капеллы). Помню, как он рассказывал о радушии арбажан, как мальчишек семечками угощали, подарил школе много разных нот… А ещё я должна была выступать перед гостями и играть произведение автора, но так разволновалась, что забыла всё! А вот Оксана Дергачёва – молодец, отыграла очень хорошо, спасла нас всех от позора (смеётся). Потом Александр Флярковский выпустил книгу воспоминаний. В ней есть и наши фотографии. На одной из них я, во втором ряду. Правда, видны одни глаза, но это мои глаза! Ещё запомнилось, как мы пели с хором в Доме культуры: «А в Арбаже ловятся лещи, ягоды, грибы…».

Следующий эпизод, сохранившийся в памяти, печальный, но тем более памятный.

– Я очень переживала, когда школа сгорела. Инструменты, ноты – всё было жаль… Слава богу, что нашли силы и средства восстановить, потому что музыкальное воспитание очень важно, особенно в глубинках, как глоток свежего воздуха. Молодцы, что сохранили школу и приумножаете таланты земли вятской. Народ вятский особенный, очень творческий, неординарный, с самобытной изюминкой, – говорит Н.А. Курноскина (Хомутова).

– Знания, полученные в музыкальной школе, пригодились мне для поступления. Я поступила на «Дирижёрско-хоровое отделение» Кировского училища искусств после 9 класса и очень была этому рада. Я поняла, что нахожусь на своём месте. Мне очень повезло с педагогами. Там же в училище нашла свою судьбу. Потом с лёгкостью поступила на фольклорное отделение в Санкт-Петербургскую Академию культуры и окончила его. Сейчас я работаю в Московской области в селе Дмитровский Погост в Коробовском Доме культуры хормейстером, живу в этом селе. Руковожу этно-студией «Зелен сад», квартетом «Сундучок». Эти коллективы неоднократные лауреаты Всероссийских и международных конкурсов. Являюсь солисткой ВИА «Дикий клевер», которым руководит мой муж Дмитрий.

В 1994 году ДМШ отметила свой 25-летний юбилей…

– Я с детства мечтала играть на фортепиано и была очень рада, когда мама наконец-то привела меня в «музыкалку», – вспоминает Анастасия Александровна Протасова (Федяева).  – Я там училась с 2000 по 2007 год. Мне очень нравилось, так как здесь была непринуждённая творческая обстановка, преподаватели умели нас завлечь. Я с трепетом ждала каждый отчётный концерт. Они всегда проходили весело и интересно. Меня шесть лет обучала Людмила Анатольевна Овчинникова, полгода – Евгения Михайловна Панфилова, другие полгода – Галина Владимировна Третьякова. Я окончила курс по классу фортепиано. Год училась игре на гитаре у Сергея Васильевича Мохова.

Детская музыкальная школа стала для Анастасии ступенькой к выбору профессии.

– Благодаря полученным знаниям я без проблем поступила и закончила Вятский колледж культуры, – вспоминает она. – Учиться там мне было легко, так как педагоги Арбажской музыкальной школы заложили прочную базу знаний музыкальных основ. По окончании колледжа мне была присвоена квалификация «Руководитель творческого коллектива, преподаватель» по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». Я принимала участие в различных фестивалях на районном и областном уровне. По специальности не работаю, но о годах учёбы в музыкальной школе вспоминаю с теплотой. Сейчас дома иногда учу мужа игре на фортепиано (смеётся).

После Е.М. Панфиловой в ДМШ пгт Арбаж преподавала А.В. Метелёва.

Среди учащихся детской музыкальной школы не так много мальчишек. Тем не менее они были и есть.

Андрей Филин  – студент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, факультет «Строительство». О времени, потраченном на обучение музыке, нисколько не жалеет.

– Я учился по специальности «Фортепиано» в музыкальной школе восемь лет – с 2005 по 2013 годы  – у Галины Владимировны Третьяковой (специальность, музицирование, сольфеджио и хор) и Ирины Арсентьевны Болговой (музыкальная культура). К занятиям в ДМШ относился как к должному, практически, как и к занятиям в обычной школе, но получал гораздо большее удовольствие, чем от уроков (наверно, поэтому и не было мысли бросить музыкальную школу!).

Школьные годы вспоминает с улыбкой:

– Много положительных моментов было, но больше всего запомнился случай на сцене. Вероятнее всего, это были первый или второй классы «музыкалки». Мы с ребятами пели песню, кажется, про кота. Ну, я пел от души, особо не стесняясь, громко, и вместо слова «нырнул» употреблял в припеве слово «мырнул». Галина Владимировна сказала, что спели хорошо. Забавный сам по себе случай.

И хотя профессиональным музыкантом Андрей не стал, тем не менее, знания, полученные при обучении в ДМШ, пригодились ему при самостоятельном изучении техники игры на гитаре. Очень быстро в ней разобрался.

– Сейчас на гитаре даже приходится играть чаще, чем на фортепиано, – делится он. – В последнее время сажусь за фортепиано не чаще одного раза в год, когда приезжаю к родителям. Убеждаюсь, что ноты не забыл. Отношение ностальгическое, конечно же.

– Занятия музыкой, во-первых, доставляли мне удовольствие. Во-вторых, пришло понимание того, что чем больше ты работаешь и вкладываешься в какое-то дело, тем лучше результат. Например, чтобы хорошо сыграть на занятии, необходимо много и упорно повторять и повторять одно и то же произведение. Так и в жизни, – завершает разговор Андрей.

В 2018 – 2019 учебном году в детской музыкальной школе пгт Арбаж обучаются 36 человек. Работают два преподавателя. Ирина Арсентьевна Болгова преподаёт музыкальную литературу, баян и аккордеон, работает с группой раннего эстетического развития, Галина Владимировна Третьякова – сольное пение, сольфеджио, общее фортепиано и руководит хором.

Более 30 лет трудится в детской музыкальной школе пгт Арбаж Ирина Арсентьевна Болгова. С 2004 года она исполняет обязанности директора ДМШ. Вот как она рассказывает о современном этапе жизни школы:

– Обучение у нас ведётся по двум общеобразовательным программам. Это дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (срок обучения – семь (восемь) лет) и дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Сольное пение» (срок обучения – четыре года).

– В 2018 году музыкальную школу закончили восемь обучающихся, – говорит И.А. Болгова. – Трое из них решили продолжить обучение в школе, но уже сольному пению.

Егор Петров учится в шестом классе детской музыкальной школы и в седьмом – средней школы пгт Арбаж. Занимается у педагога Г.В. Третьяковой:

– Я пришёл в музыкальную школу, чтобы научиться играть на фортепиано. Это меня вдохновляет и успокаивает. Из предметов ещё мне нравится «Слушание музыки»: мы не только слушаем, например, Баха, Моцарта, но и говорим про композиторов. Я предпочитаю слушать классику, на втором месте у меня популярная музыка. Самое любимое произведение – «Лунная соната» Бетховена. Я самостоятельно её разучил и играю…

В начале 2018 – 2019 учебного года в детскую музыкальную школу пгт Арбаж вновь принят 21 обучающийся: 15 – в группу раннего эстетического развития; двое – в класс баяна и аккордеона, четверо – в класс сольного пения.

 

Напоследок процитирую слова А.И. Герцена: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…».

Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

Пожелаем успехов юным музыкантам и их педагогам. Пускай духовный мир арбажан станет богаче.

 

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

22 − 21 =