На правах победителя

НА СНИМКЕ: Вячеслав Мошкин с фотоаппаратом «Любитель», 1957 год.

74 года прошло, как отгремела самая кровопролитная война, унесшая жизни почти 26 миллионов советских людей и причинившая неисчислимые материальные потери.
С 1944 союзникам Германии стало понятно, что она войну проиграет и возмездие настигнет и их. И один за другими стали выходить из войны. Из них хитрей и мудрей всех оказался король Румынии Михай. Благодаря блестяще проведенной операции советской разведкой, летом 1944 года удалось убедить короля арестовать несговорчивого премьер-министра Антонеску, выйти из войны против СССР и объявить войну Германии. В результате чего были сохранены жизни тысяч советских солдат, а Германия лишилась 90% потребляемой ею нефти. За что Сталин наградил Михая орденом Победы, хотя даже не все наши полководцы были тогда удостоены такой награды.
Репарации – возмещение ущерба – были возложены на Германию и ее союзников или имевших ее активы: Польшу, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию, Италию, Японию. Ялтинская и Потсдамская конференции подтвердили, что половина всех репараций предназначена для СССР. С окончанием войны три миллиона военнопленных восстанавливали разрушенные наши города, работали строителями, парикмахерами, фотографами, сапожниками, часовщиками, врачами…
В 1950 году им разрешили написать домой письма, они стали получать корреспонденцию, посылки. Официально последний военнопленный был отправлен на Родину в 1956-м, хотя в Котельниче в психиатрической больнице венгерский военнопленный пробыл до распада СССР.
Из оккупационных зон по репарациям в 400 тысячах вагонах было вывезено все: от иголки с ниткой до боевых кораблей, электростанций. На правах победителя Советский Союз демонтировал и вывез 5500 полнокомплектных заводов, и никто не смел нам возражать.
Вывезенный завод «Опель» стал выпускать в Москве с конца 1946 года автомобиль «Москвич-400». На вывезенном оборудовании знаменитой немецкой фирмы «Карл Цейс» ленинградский оптико-механический завод (с 1965 г. – ЛОМО) с 1955–го начал выпускать фотоаппарат «Любитель» – точную копию немецкой камеры «Фойгтлендер Бриллиант» с 60 мм роликовой пленкой на 12 кадров. Вот такой фотоаппарат был подарен мне родителями в 1957 году.
В 1975-м подписанный нами Хельсинский акт официально обнулял репарации: никто никому ничего не должен.
Время – свидетель величия России. Если кто за рубежом сомневается в этом и «разевает роток на чужой платок», то пусть обратится к истории, она вмиг отрезвит.
В. Мошкин, п. Оричи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

80 − = 79