Дни то ясные, то ненастные

В завершении прошлого года житель Арбажа Александр Иванович Овсянников (на снимке) разменял девятый десяток лет.

Про таких как он, в народе говорят: «Один из немногочисленного поколения сверстников, для которых ударный труд на благо Родины, долг, честь и совесть – это не просто слова, а непреложные истины». И очередной юбилей для него стал не только значительной датой в биографии, а ещё одним рубежом жизни, наполненной радостями и горестями.

Собственно говоря,  арбажанином Александр Иванович стал всего лишь три года назад: тронуться с обжитых мест в Новгородской области под старость лет его заставили определенные жизненные обстоятельства. Сначала в мир иной ушла жена, а затем и его, бездетного, утерявшего возможность обслуживать себя самостоятельно, забрал племянник и перевез на постоянное место жительства в поселок Арбаж. С тех пор с заботой друг о друге они так и живут под одной крышей, коротая то ясные, то порой ненастные дни.

Времени вопреки

Большая часть жизни Александра Ивановича прошла в Казахстане – в Павлодарской области, Иртышском районе, селе Грабово, что в пятидесяти километрах от одной из самых крупнейших рек России, Иртыша. Начиная с 1896 года здесь проживали его предки, передавая из поколения в поколение не совсем типичную и звучную для этих мест фамилию, уходящую корнями куда-то в Украину. А если вдаваться в подробности, то предки Овсянниковых ещё в царские времена были одними из первых строителей великой Транссибирской магистрали, вопреки времени и собственным желаниям пустившими свои корни в бескрайних казахских степях. Их потомок – Александр Иванович  – единственный на сегодняшний день представитель из многочисленных братьев и сестер, кому Господь отмерил долгий век.

Бедными быть не стыдно

Вспоминая своё босоногое детство, проведённое в дерновом доме, построенном родителями из природного материала – срезанных вручную пластов дёрна, высушенных на солнце и сложенных в форме небольшой постройки с покатой крышей, мой собеседник то и дело вспоминает особенности внутреннего убранства бедняцкого жилища с земляным полом и оштукатуренными глиной стенами. В этой немудрой земляной избёнке старшие Овсянниковы (Иван Денисович был участником трех войн: Гражданской, Финской и Великой Отечественной, а его жена Елизавета Семёновна колхозницей-животноводом) народили и воспитали девятерых ребятишек – двух дочек и семерых сыновей.  Затем на смену дерновому дому они выстроили саманный: всё из того же природного материала – смеси воды и глины, сдобренными соломой. Несмотря на простоту строительства, его стены отлично хранили тепло, уберегая домочадцев от суровых казахских зим и знойного лета. Печь в таком жилище, как правило, топили соломой и высушенным кизяком, обязанность по заготовке которого в летние месяцы была возложена на детей. На протяжении многих лет супруги Овсянниковы содержали на подворье много скота: нужно было кормить и одевать ребятишек, которые уже сызмальства работали наравне с взрослы ми.

Партия сказала: «надо!» комсомол ответил:  «есть!»

Первый самостоятельный трудовой опыт в качестве тракториста тракторной бригады А. И. Овсянникову пришёл в 15 лет. Было это в 1954 году, когда в Советском Союзе развернулся комплекс сельскохозяйственных мероприятий по осваиванию целинных земель.

Именно в это время, воодушевлённая общей идеей по увеличению производства зерна, на целину в составе комсомольских и студенческих отрядов со всех уголков Советского Союза стекалась молодёжь. Сюда же в сезонные командировки приезжали опытные механизаторы и отправлялось  значительное количество производимых в стране тракторов и комбайнов.

Вспоминая это время, прошедшее для всей страны на небывалом подъёме, мой собеседник отмечает, что в совхозе буквально «яблоку было негде упасть» от количества вновь прибывших целинников, расквартированных по местным жителям.

Впоследствии часть приехавшей молодежи и вовсе осталась для налаживания сельского хозяйства. Именно в эти годы велось активное строительство дорог, жилья (даже улицы в населённых пунктах отстраивались с учётом национальных особенностей), налаживалась инфраструктура городов и сёл.

Большое внимание было уделено развитию сельского хозяйства: пускались новые животноводческие объекты, кошары, зернохранилища и зернотоки. Люди жили и трудились на высоком подъёме: многонациональный состав (русские, украинцы, поволжские немцы, казахи и прочие национальности) был настолько своеобразен, что для многих из них русский язык стал единственным для общения.

Именно в это время произошла судьбоносная встреча Александра Ивановича с его будущей супругой. Анна Фёдоровна приехала осваивать целинные земли в составе комсомольского отряда.

Прошло немало времени, прежде чем молодые люди узаконили свои отношения и создали новую ячейку общества.

Иртыш – Караганда

В 1962 году они, как и многие комсомольцы-добровольцы, повинуясь велению времени, отправляются на строительство канала Иртыш – Караганда, представляющее огромное гидросооружение, предназначенное для водоснабжения промышленных районов и сельского хозяйства Центрального Казахстана.

Вспоминая этот период времени своей жизни Александр Иванович отмечает, что стройка на нём велась поистине ударными темпами: водителям грузовых машин, трактористам и крановщикам порой приходилось отработать подряд по три смены, прежде чем отоспаться и снова отправиться на работу.

Из Казахстана – в Россию

В начале девяностых супруги впервые серьёзно задумались о переезде из Казахстана в Россию: в родном селении все чаще стали происходить межнациональные конфликты. Их соседи, родственники и знакомые, движимые страхом за собственную жизнь, второпях собирали нажитые вещи и покидали родные дома, оставляя их на совесть времени.

Спустя годы, поддерживая связь с близкими людьми, вопреки времени оставшимися на казахской земле, стало известно, что ничего доброго эти страшные годы в их жизнь не привнесли: со временем пришло в упадок сельское хозяйство, заросли бурьяном некогда плодородные земли, глазницами окон взирают на быстротечность времени заброшенные населенные пункты.

Хорошо там, где нас нет

Куда ехать? Конечно в Сибирь! Сибирь-матушка всех примет и работу даст. Так поступили и супруги Овсянниковы. Однако не слишком-то хлебосольной оказалась сибирская земля. Зарабатывая на кусок хлеба, пропитанный солью и потом, Александр Иванович гнул спину на сезонных работах по заготовке древесины и лесосплаве, прежде чем получить свои «деревянные». Летом москитов и мошки было столько, что воздух в ушах звенел, зимой – снега в человеческий рост. Вот она, Сибирь!

Так продолжалось несколько лет, пока супруги в поисках лучшей жизни не перебрались в город Боровичи Новгородской области.

В небольшом уютном домике они встретили накатившую вдруг старость. Он и стал очередным пристанищем для двух путников, постоянно ищущих свою дорогу в жизни.

Ольга Ворожцова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 2 =