Судьба монахини Серафимы

В рамках пятых Сретенских образовательных чтений в Центральной районной библиотеке прошла встреча с краеведом-исследователем Н.В. Шевелевой.
Встречу открыл отец Николай, настоятель Спас-Талицкого храма. Он рассказал о Сергие Святогорце (Веснине Симеоне Авдиевиче), который был Афонским монахом, а родом из Пищалья. Представляя Надежду Викторовну, батюшка подчеркнул, что ее трудами открывается тайна Покровско-Богородицкого монастыря, что действовал в начале прошлого века близ с. Пищалье, на берегу Лопатинского озера.
Пришедшие на встречу узнали, с чего начинались поиски, которые продолжаются уже шестой год. На выставке были представлены документы, собранные Надеждой Викторовной, о героине нашей встречи. А потом прозвучал пронзительный рассказ о судьбе монахини Серафимы (Мошкиной Клавдии Степановны). Мне кажется, что Надежда Викторовна сама вместе с этими многострадальными женщинами пережила, перестрадала все жестокие испытания, потому и получается у нее донести до людей с глубоким душевным трепетом историю.
В этот день мы узнали, что монахиня Серафима родилась в 1884 году, в починке Гурия Хренова, вблизи деревни Мошкина мельница. Окончила 3 класса сельской школы, и по тем временам считалась образованной. В 20 лет (1904 год) отправилась на богомолье. И пропала – вполне возможно, что, будучи послушницей, молилась в вятском монастыре. Дальнейший ее след обнаруживается уже через 11 лет в имении купца и благотворителя из г. Нолинска Суслопарова А.П., который духовным завещанием распорядился отдать свою усадьбу, двухэтажный каменный дом и 28 тысяч рублей Вятскому Преображенскому монастырю для создания в усадьбе женской общины во имя Казанской Божией Матери.
В Покровско-Богородицкую женскую общину она поступила, вероятно, в 1918 году, после того, как в Нолинске монастырское подворье было отнято, насельницы изгнаны. И жила здесь до конца 1922-го.
30-е годы – время создания коллективных хозяйств на селе, время, когда по всей стране боролись не только с кулаками-мироедами, но и начался новый, еще более жесткий этап богоборчества.
В 1937 году Клавдия Степановна была арестована по делу контрреволюционной церковно-монархической организации «Вятской епархии Истинно-православной церкви» в составе группы из 41 человека, куда вошли священники, монахини и миряне, главным образом, из Оричевского района.
Постановили: «Мошкину Клавдию Степановну заключить в исправтрудлагерь сроком на 10 лет». Через 30 лет, в сентябре 1967 года, она была реабилитирована. Отсидев свой срок, вернулась в родную деревню Мошкина мельница…
В очередной раз обращаюсь к оричанам – если что-то слышали, знаете о судьбах монахинь или послушниц Покровско-Богородицкого монастыря, пожалуйста, позвоните Надежде Викторовне по телефону 8-962-897-82-78.
Г. Замятина, зав. отделом обслуживания ЦРБ им. Л. Ишутиновой

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 7 = 3