Собирается материал для книги о д. Максаки

Заведующая отделом обслуживания центральной библиотеки имени М.М. Синцова Людмила Петровна Ускова выступила с инициативой издать сборник о деревне Максаки Верхошижемского района. Это колоссальный труд. Люди уже несут в библиотеку фотографии своих родственников, делятся воспоминаниями. Хотелось, чтобы этот поток информации не иссякал, тогда книга получится разноплановой, интересной. Свою главу подготовила и я.

Люди моей деревни

Моя трудовая деятельность в Максаковском отделении совхоза «Мякишинский» в должности бригадира по животноводству началась в 1976 году.  Багаж теоретических знаний, полученных в стенах Яранского совхоза-техникума, на практике оказался практически не применим. От промышленной основы ведения животноводства, как нам преподавалось, здесь были только механизированная дойка и навозоудаление. Все остальные процессы выполнялись вручную. Не было даже  холодильного оборудования для охлаждения молока. Пришлось делать шаг назад и заново учиться всему у хозяйственников. Благо, у руля отделения стояли хорошие учителя-практики — управляющий  Михаил Григорьевич Окунев, бригадир полеводства — Иван Петрович Окунев, бухгалтер — Антонина Ивановна Кислицына, кладовщик — Мария Игнатьевна Трушкова, бывший управляющий Александр Степанович Кислицын и другие. Часто по работе приезжал главный зоотехник Анатолий Михайлович Брыляков, директор совхоза Леонид Фёдорович Овсянников.

В отделении работала одна молочно-товарная ферма и телятник. На лето формировали отгонный гурт тёлок в Фадёнках. Ночными сторожами там трудились Анастасия Семёновна и Павел Павлович Окуневы. Приходилось им и от волков отстреливаться. Труд животноводов был очень тяжёлым. Годом раньше Шахтаровская ферма уже прекратила своё существование. Там дояркам доставалось ещё больше — они всё делали вручную.

Мне повезло, что я нашла общий язык с руководством и  работниками отделения. Перед нами стояла одна задача  —  вовремя посеять зерновые, а это более двух тысяч гектаров, заготовить достаточно кормов, зимой обеспечивать фермы кормами,  вести подработку семян, завозить удобрения. Разные были годы: иной раз еле дотягивали с кормами до весны. Да и качество их из-за дождливой погоды летом и осенью получалось низким.

Позднее на ферме был установлен холодильник, кормозапарник. Все некачественные корма через него прогоняли, сдабривали минеральными добавками.

На снимке: доярки Максаковской фермы (слева направо) Ф.А. Окунева, В.А. Ворожцова, Р.А. Прозорова, А.П. Головина, Л.В. Окунева, В.С. Гребнева. 1980 год.

На снимке: Лидия Владимировна Окунева много лет трудилась на Максаковской ферме и всегда была в числе передовых доярок. 2017 год.

Максаковская ферма по производственным показателям всегда была лучшей не только в совхозе, но и в районе. И  заслуга в этом, конечно, женщин-тружениц — таких, как Анастасия Семёновна Торопова, Вера Степановна Гребнева, Анфиса Афанасьевна Тупицына, Александра Павловна Головина, Раиса Андреевна Прозорова, Лидия Владимировна Окунева. Как они работали! Я их порой называла «хватами». Они умудрялись силоса наложить сверх плетня  больше, чем внутри. А при бескормице приходилось корма пропускать через весы, контролировать каждый килограмм. Иначе не хватило бы на зимовку. Запаренную солому женщины тоже носили в плетнях, я стояла и считала, кому и сколько по количеству голов  причитается. Как они старались накормить своих коровушек! Руками раскрывали смёрзшие скирды соломы. Сена практически коровам не давали, оно шло только телятам.

С телятницами тоже повезло, особенно с теми, кто работал на откорме молодняка. По 400 с лишним килограммов откармливали бычков и отправляли на мясокомбинат Александра Ефимовна Трушкова, Капитолина Алексеевна Окунева, Валентина Николаевна Тупицына. Я не представляла, как можно вести взвешивание такого крупного скота практически без мужчин. И они мне показали класс мастерства. А перевеску проводили каждый месяц.

Особое слово о мужчинах. Зимой управляющий отделением уходил в отпуск, а с отгулами отдыхал не один месяц. И меня директор совхоза Л.Ф. Овсянников просил его заменять. Впервые это случилось, когда мне было всего 23 года, а работников в отделении в пределах пятидесяти. Кроме животноводов, была большая армия трактористов и разнорабочих. Побывав ранним утром на ферме, я спешила в контору, где проводилась разнарядка. Всех раньше за нарядом приходил тракторист Владимир Александрович Торопов. С чем это связано, не знаю. Остальные, наверное, утром помогали жёнам управляться по хозяйству — ведь у каждого был полон хлев скота, поэтому и не спешили. К кому-то, не дождавшись, я даже бегала на дом, чтобы отправить, например, в Мякиши за кормами. А молодые трактористы: Михаил Александрович Кислицын и Владимир Аркадьевич Окунев — трудились даже по ночам. К утру на кормовой площадке появлялось множество скирд. По тонкому снегу они старались на волокушах вывезти корма с полей. Это был самый заработок у трактористов.

Максаковские механизаторы трудились, не считаясь со временем, особенно в летние сезоны. Анатолий Фёдорович Мальцев, Николай Михайлович Прозоров, Владимир Александрович Торопов, Геннадий Сергеевич Гребнев — на гусеничных тракторах. Братья Пётр Николаевич и Аркадий Николаевич Тупицыны, Аркадий Васильевич Окунев, Геннадий Иванович Кислицын — на «Беларусах». Управляли в страду и комбайнами.

В те годы в деревне ещё существовала начальная школа, где учила детей Лидия Александровна Кислицына. Медпункт располагался в здании конторы. Фельдшером многие годы была  Валентина Ивановна Кислицына. Здесь же находилось отделение почтовой связи. В старом здании  фунционировали клуб и библиотека. А центром притяжения для всех, конечно, был магазин, хозяйкой которого являлась приветливая Анфиса Ивановна Трушкова.

Постепенно и Максаки, куда съезжались в 60 — 70-е годы жители окрестных деревень, попали в разряд неперспективных. Молодые семьи стали уезжать поближе к цивилизации, к детским садам. Работать на ферме стало некому, и в конце 90-х её закрыли. С какой тоской люди провожали последний гурт скота, понимая, что без производства трудно сохранить и социальную сферу.

В годы перестройки предприниматель Виктор Аркадьевич Тупицын построил в деревне свою пилораму. Там ещё жили его родители — Аркадий Николаевич и Валентина Филипповна Тупицыны. За счёт её ещё какое-то время деревня жила, люди работали, дрова приобретали. Но, когда не стало леса, и  она прекратила своё существование. Исчезли и объекты социальной сферы. Особенно люди страдали из-за отсутствия магазина. Разные варианты главы Мякишинского поселения предпринимали, чтобы хоть как-то улучшить жизнь людей.

Проработав шесть лет в  Максаках, мы переехали жить в Верхошижемье, но связь с деревней не потеряли. Жаль, что сегодня всё меньше и меньше остаётся  жителей, многих нет в живых. Остаётся только хранить эту добрую память о людях, о местах, которые так дороги сердцу.

Встречи в деревне

Первая встреча состоялась в 1990 году, когда жители деревни Максаки избрали меня депутатом районного Совета. Я тогда уже работала в редакции районной газеты. Просто хотелось порадовать людей, собрать всех вместе в клубе за праздничным столом, совмесно подготовить концертную программу, отметить коренных жителей деревни, юбиляров супружеской жизни, вручить им подарки. С золотой свадьбой тогда поздравляли Ивана Яковлевича и Марину Фёдоровну Кислицыных. На встречу приезжал директор совхоза Леонид Фёдорович Овсянников и председатель профкома Раиса Ильинична Макарова. Люди остались очень довольны.

Следующая встреча состоялась уже в середине 2000-х. Тогда инициаторами выступили Галина Михайловна Окунева и Людмила Николаевна Жукова. Они рассказали собравшимся об истории появления деревни, её жителях. Какими ремёслами занимались наши предки. Большую помощь в организации мероприятия оказывал Виктор Аркадьевич Тупицын. Главой Мякишинского сельского поселения тогда был Виктор Александрович Коряковцев. Он привёз с собой работника культуры из Мякишей, музыкальную аппаратуру. И под открытым небом люди допоздна веселились.

В последние годы огонёк встреч как-то начал гаснуть, но желающих приехать в родные места не становится меньше. Дело за организаторами! И, наверное,  по примеру других поселений нужно думать об установке памятника всем деревням, которые входили в Максаковскую округу.

Любовь ТРУШКОВА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 21