Сквозь призму времени

Тематику очередного материала подсказала наша давняя читательница, жительница Арбажа Валентина Ивановна Багина. Она вспомнила, как много лет назад вместе с ровесниками в свободное от учёбы время ухаживала за многочисленным поголовьем овец, содержащихся в совхозе «Колос». Чем не газетный материал к юбилею района?

Совхоз «Колос» – овцеводческое хозяйство

– Поголовье овец породы вятская тонкорунная в хозяйстве доходило до пяти тысяч голов, которые содержались в овчарнях. В теплое время года стадо, разделённое на отары, паслось неподалеку от населённого пункта опытными чабанами. А поскольку рабочих рук в уходе за достаточно большим поголовьем овец не хватало, то на помощь хозяйству, входившему в Кировский овцетрест, приходили подростки. Причем, мы вряд ли уступали взрослым в выполнении той или иной работы. Летом нас часто привлекали на заготовку веников, зимой – еловой лапки. Каждый из ребят старался как мог, порой даже до появления водяных пузырей на руках, натёртых электрической машинкой для стрижки овец. Наравне со взрослыми мы выполняли условия соцсоревнований, чтобы при подведении их итогов правление совхоза отметило благодарностью и денежным вознаграждением самых старательных работников, – рассказывает Валентина Ивановна.

Вспоминая давние годы, собеседница отмечает, что именно то, что она, будучи подростком,  приносила посильную помощь родному совхозу, стало для неё основополагающим при дальнейшем выборе профессионального пути – ветеринарии, которой она отдала без малого 25 лет. Несомненно, что примером для неё стал безупречный авторитет отца – Ивана Николаевича Суслова – известного в Арбажском районе ветеринарного врача, всю свою жизнь посвятившего сельскому хозяйству. Частенько Валентина, находясь в кошаре, подмечала, как он профессионально выполняет профилактические обработки животных от клеща, проводит вакцинацию и витаминизацию мелкого рогатого скота, выполняет другие ветеринарные мероприятия. Учитывая огромное, по тем временам, поголовье скота, содержащегося в совхозе и в частном секторе, профессиональная нагрузка на плечи ветеринарного врача была возложена немалая: практически каждое животное в течение года приходилось держать в руках по нескольку раз. Абсолютно допустимым явлением считалась помощь подростков в отлове ярок и баранов специальным приспособлением –  палкой с петлей на одном конце при проведении ветеринарных мероприятий. Бывало и такое, что стоило только затянуть эту самую петлю на ноге овцы или барана, как те начинали бесноваться и таскать овчара волоком, да особенно там, где грязнее. Вот смеху среди ребятни было!

– После выполнения сезонной работы в кошаре, к обеденному столу нас манил аромат наваристого супа из баранины. Всех работников, пусть даже временных, кормили горячим обедом, который готовился на костре в большом котле. В эти дни мужчины, как правило, забивали баранчика и разделывали его. Часто ответственной за приготовление супа назначалась А.И. Торбеева. Сколько бараньего супа переварила она за это время – неизвестно, но аромат вареного мяса и бульона источали такие аппетитные запахи, что все местные ребятишки, чьи родители были заняты на стрижке овец, сбегались к нашему обеденному столу в надежде вкусно пообедать или получить кусочек мясца.

До сих пор помню, что непременными атрибутами на таких совместных обедах были баночки с горчицей и красным перцем, расставленные на столах. А когда наработаешься, то и аппетит приходит будь здоров: только ложки о железные тарелки постукивали,  – поделилась воспоминаниями Валентина Ивановна.

Есть работа и дом. Приезжайте!

Далее наш разговор поддержала арбажанка Любовь Николаевна Гордеева.

– В Арбажском районе я оказалась благодаря публикации «Есть работа и дом. Приезжайте!» в достаточно известной по тем временам газете «Сельская жизнь». Наша семья, не имевшая на тот момент собственного жилья, решила попытать счастье на Вятке. По приезду оказалось, что, кроме нас, на призыв в популярном советском издании 1987 года выпуска откликнулись ещё порядка 20 семей со всего Советского Союза, – начала свой рассказ Л.Н. Гордеева.

Каждой из семей руководством совхоза «Колос» было предоставлено отличное жильё и работа в сельском хозяйстве. Единственное, что требовалось сделать в новом жилье – внутренний косметический ремонт, для проведения которого выдали краску, обои, гипсокартон и прочие строительные и отделочные материалы. Только эйфория с новосёлами продолжалась в хозяйстве недолго: в течение трёх – четырёх лет многие из них предпочли сменить место жительства, а из переселенцев, как называли их местные жители, остались только две семьи.

– В течение двух лет я трудилась на кошаре, где раздельно содержалось маточное поголовье овец по физиологии, – продолжает свой рассках Любовь Николаевна.  – Уход за скотом не был для меня обременительным занятием, поскольку животные оказались нетребовательными в уходе. С двумя кошарами, насчитывающими несколько тысяч голов, отлично справлялись  А.Ф.  Токарев, М.Р. Вершинин, В.М. Силин. В холодное время года в кошары для овец завозили сено и солому, причём делали это исключительно на лошадях. Почему? Да потому, что звук работающей техники пугал и без того боязливых животных. Сено и зерно работники раздавали вручную, а солома шла в качестве подстилки. Находясь в кошарах на протяжении зимы, овцы так старательно утрамбовывали подстилку, что чистить животноводческие помещения приходилось только гусеничными тракторами с наступлением весны, выталкивая навоз за пределы животноводческих помещений. Кормили овец хорошо, поэтому у нас всегда были высокие результаты на производстве, а соответственно, и неплохая заработная плата.

О чём писала районная газета в 1978 году

Знамя – «Колосу»

Рассмотрев итоги социалистических соревнований колхозов и совхозов района по производству шерсти, бюро райкома КПСС, исполком райсовета, райком профсоюза работников сельского хозяйства и бюро райкома ВЛКСМ постановили признать победителем в социалистическом соревновании по производству и продаже государству шерсти совхоз «Колос» (директор Г.Е. Багин, секретарь парткома А.А. Юмшанов, главный зоотехник Н.М. Прилуков, зав. овцекомплексом Н.Ф. Суслова), обеспечивший выполнение годового объёма закупок на 103%, увеличивший продажу продукции на 67% к уровню прошлого года. Настриг шерсти от каждой овцы составил 2,3 килограмма, что на 1,7 килограмма больше прошлогоднего. Поголовье овец увеличено на 15% к уровню 1977 года. В течение года совхоз отправил 128,3 центнера шерсти, что составило 105% плана. Примечательной чертой в отчётном периоде стала увеличившаяся почти в полтора раза продажа шерсти! Хозяйству присуждено переходящее Красное знамя райкома КПСС, исполкома райсовета, райкома ВЛКСМ.

Ветеринария как образ жизни

Знали бы вы, уважаемые читатели, со сколькими людьми мне пришлось пообщаться во время подготовки данного материала! И все они как потенциальных собеседников, владеющих наиболее полной информацией об известном в Арбажском районе хозяйстве «Колос», называли имена Ивана Николаевича и Нины Фёдоровны Сусловых, ныне проживающих в деревне Басманы. Дело в том, что именно в интересующий нас период один из супругов занимал в совхозе должность ветеринарного врача, а другая – главного зоотехника. И кому, как не им были известны все стороны хозяйствования сельхозпредприятия в овцеводстве.

 

– Насколько мне подсказывает память, наше хозяйство овцеводческим стало 20 декабря 1968 года, о чём у меня имеется запись в трудовой книжке. Председателем в это время был Н.М. Прилуков, которого перевели в «Колос» с должности главного зоотехника из «Восхода». Руководителем хозяйства Николай Михайлович отработал восемь месяцев, а затем снова вернулся в зоотехнию.

Так, на протяжении 20 лет мы проработали с ним бок о бок: я – ветеринарным врачом, он – зоотехником. Спустя годы, рассуждая о создании овцеводческого хозяйства на базе совхоза, прихожу к выводу, что его возникновению предшествовала чёткая линия коммунистической партии: такие хозяйства появились в каждом районе Кировской области и входили в Кировский овцеводческий трест. За время существования овцеводческого хозяйства мне пришлось поработать со многими руководителями и специалистами, каждый из которых внес достойный вклад в общее дело. Среди них руководители совхоза В.А. Бураков, Г.Е. Багин, зоотехник М.А. Скорняков, лучший комбайнёр Арбажского района, а по совместительству заточник ножей для электроинструментов А.Н. Торбеев,  – без труда воспроизводит в памяти события далёких дней Иван Николаевич.

Особенности зоотехнии

Первые кошары формировались с помощью местного населения: порядка 200 голов овец были приобретены в личных подсобных хозяйствах, закупка остальной части отары – овец породы вятская тонкорунная – осуществлялась в Нолинском и Малмыжском районах. В лучшие годы поголовье овец, содержащихся в хозяйстве, доходило до пяти и даже семи тысяч голов. Все они были размещены в семи кошарах, две из которых находились в Панкратах и Высоково. Но животноводческих помещений хватало не всегда – овцы быстро плодились, поэтому часть из них приходилось расселять даже в конюшнях хозяйства. Чтобы не допустить кровосмешения, всё стадо содержалось по физиологии, баранов кастрировали, маточное поголовье осеменялось искусственно-семенным материалом породы «Прекос», велась племенная работа. При этом, выпас поголовья проводился также согласно делению общего поголовья овец на разные половозрастные группы: маточное поголовье паслось с ярками, отдельно от них  выпасались барашки.

Начиная с весны, в рацион животных вводили осиновую кору, которая активно поедалась овцами и служила противогельминтным средством. Ветки, сучья и тонкие стволы деревьев раскладывались в кормушки животным, которые с удовольствием пережёвывали кору и молодые веточки. А поскольку кора осины сопутствовала обмену веществ, то эффект от этого профилактического мероприятия был достаточно результативным. В зимний и осенний периоды дефицит витаминов в организме животных восполнялся с помощью хвои сосны и ели, которая нормализовала обмен веществ и способствовала усвояемости корма животными, что положительно сказывалось на привесах и плодовитости.

«Белое золото»

Самым ответственным периодом была стрижка овец. А поскольку собственными силами  справиться с этой работой не представлялось возможным, то на помощь приходила подшефные организации – Кировская сплавконтора, работники Арбажского быткомбината. В самые жаркие деньки были задействованы все 12 машин для стрижки овец. Как правило, каждое животное треножили, укладывали набок и начинали стричь с головы. На случай подреза шкуры, для обработки ран, возле каждого стригаля устанавливались баночки с хроницином и кубатолом. Впереди местных опытных стригалей были Нина Александровна Шихова, Ия Поликарповна Мохова и Нина Фёдоровна Суслова, которые неоднократно демонстрировали своё профессиональное мастерство на стрижке овец в совхозе «Ижевский», передавая опыт пижанским коллегам. Именно эти мастерицы могли снять шерсть овец в виде руна – целостного полотна, которое, по словам Ивана Николаевича, можно было накинуть на плечи, словно шубу. Ай да мастера!

В десятке лучших стригалей

В 1980 году И.Н. Суслову удалось стать участником областного профессионального конкурса, проходившего на базе колхоза «Вагинский» Котельничского района, куда он прибыл в составе делегации из 75 стригалей, представляющих 36 хозяйств Кировского овцетреста. Самым ответственным заданием профессионального конкурса была стрижка трёх голов овец оренбургским методом: животное находилось в сидячем положении, при этом шерсть с каждого из них должна быть снята непременно в виде руна. В результате участия в областном конкурсе Иван Николаевич вошёл в десятку сильнейших стригалей Кировской области.

Без шерсти никуда

После массовой стрижки овец, которая проводилась в хозяйстве дважды в год, шерсть сдавали государству, отправляя её на Котельничскую фабрику по первоочередной обработке шерсти, где в обязательном порядке с неё брали анализы, делали смывы и определяли классность.

– В промышленности из жиропота шерсти тонкорунных овец выделяли жир ланолин, который широко использовался при изготовлении парфюмерии. В советское время он непременно входил в состав женской помады или духов, обеспечивая высокое качество парфюмерных изделий. А ещё, как нам раньше говорили, без овечьей шерсти не строилась ни одна плотина, ни одно морское судно, ни один космический корабль. Приятно было осознавать, что многотысячную долю пользы в общее дело вносили овцеводы из нашего совхоза», – поддержала наш разговор Нина Фёдоровна.

Площадка для изучения овцеводства

Несмотря на то, что деятельность данного овцехозяйства была изначально заявлена как планово-убыточная, просуществовало оно на протяжении двадцати лет, добиваясь в отдельные годы выполнения высоких показателей социалистических соревнований. Частыми гостями в нём были специалисты Кировского овцетреста. Здесь они вводили новинки, изучали опыт работы овцеводов, занимались экспериментальной деятельностью. К тому же, самим овцеводам была предоставлена возможность выезжать в другие овцеводческие хозяйства области, чтобы делиться и перенимать опыт своих коллег.

Неизвестно, как долго мог бы просуществовать совхоз «Колос», если бы с овцами, завезёнными на территорию Кировской области из Ставропольского края, не занесли мелофагоз – быстро распространяющееся заболевание, вследствие паразитирования на кожном покрове овец кровососки. Купание животных в ваннах с однопроцентным раствором хлороформа должных результатов не дало, а в скором времени пришлось ликвидировать всё поголовье овец.

Ольга Ворожцова

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

46 − 39 =