Кто они, дети дождя?

2 апреля — День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутического спектра, нужно потому, что чем раньше у ребенка будет выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем.
Аутизм, или расстройства аутического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться.
Как понять, что у ребенка аутизм? На что обращать внимание родителям? Во-первых, выявить сниженную способность человека вступать во взаимодействие с другими людьми. Это нарушение зрительного контакта и сложности в использовании жестов, нарушение речи, способности выстраивать диалог, подстраиваться под других людей. Во-вторых, это особенности поведения: у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается или пытается вокруг себя сохранять определенное постоянство и т. д. Важно, чтобы обе эти группы симптомов проявлялись одновременно.
Навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. От 3 месяцев до 2 лет должны настораживать следующие нарушения: отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность); отсутствие или редкий контакт глаз; ребенок не протягивает руки, не стремится быть на коленях, у груди и т.п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте; отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместных действий. Большинство игр проходит в одиночку; повышенная чувствительность к телесным, звуковым, световым раздражителям; задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая; низкий, избирательный аппетит, плохой сон; отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи; неразвитость сюжетно-ролевых игр.
В возрасте от 2 до 11 лет могут добавиться: выраженное нарушение речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я», повторение на память былинных отрывков, стихотворений вне контекста и т.п., отсутствие инициации диалога); искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессия может сочетаться с боязнью обыденных предметов, а также стереотипы в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция; приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин; нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, деталей при невозможности читать, писать. В подростковом возрасте симптомы усугубляются.
Если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать, это повод для волнений. Прежде всего необходимо обратиться в медицинскую организацию по месту жительства ребенка. Детям, которым поставлен диагноз «аутизм», можно пройти социальную реабилитацию в КОГКУСО «Кирово-Чепецкий реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» по адресу: г. Кирово-Чепецк, ул. Алексея Некрасова, д. 27/2, тел./факс (83361) 5-02-95. По вопросам реабилитации нужно обратиться в КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Оричевском районе» по адресу: пгт Оричи, ул. Молодой Гвардии, д. 34, каб. № 7, телефон 2-18-39.
Н. Фирсова, заместитель директора

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 − 68 =