Герой боевого и культурного фронтов

Если у моих земляков спросить, чем знаменит уроженец д. Малая Ворона Шембетского сельсовета Арбажского района Василий Андреевич Сысолятин, подавляющее большинство из них ответит: «Это единственный в нашем районе Герой Советского Союза». Он награждён званием с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за форсирование Днепра осенью 1943 года.

Недавно совершенно неожиданно для себя открыла одно из увлечений Героя, прошедшее с ним через всю жизнь , – увлечение театром. Об этом, пожалуй, помнят только старожилы. Тема «зацепила», в Год театра в России захотелось поделиться информацией с земляками.

Зарождение

Оказывается, впервые интерес к театру, по свидетельству современников, проявился у будущего Героя в Кирове, где Василий Андреевич, отучившись в школе ФЗО, стал работать слесарем вагонного депо, а в железнодорожном общежитии верховодил молодёжью, которая ставила спектакли.

Затем в судьбу вмешалась Великая Отечественная.

После войны Сысолятин решил вернуться в свой район. Он пошёл учиться в Яранский сельхозтехникум в местечке Знаменка.

На репетицию за 80 километров

Своего увлечения не оставлял. Вот как вспоминают об этом на страницах районной газеты супруги Аркадий Яковлевич и Римма Александровна Солоницыны, ветераны педагогического труда, какое-то время работавшие в с. Шембеть.

«С Василием Андреевичем Сысолятиным мы впервые познакомились в августе 1951 года в селе Шембеть. В то время он был студентом Яранского сельхозтехникума. Но нам запомнился как активнейший участник художественной самодеятельности, и не просто участник, а организатор этого дела. Надо сказать, что в то время художественная самодеятельность, особенно спектакли, были в большом почёте, любил народ эти мероприятия.

В коллективе учителей, где мы работали тогда, В.А.  Сысолятин получал единодушную поддержку. Считали за честь принимать участие в его спектаклях.

Организаторские способности и режиссёрский талант культпросветработника покоряли всех «артистов». Активное участие принимали в то время в постановках спектаклей В.А. Чикишев, А.Н. Новиков, Н.И. Чистоусов, А.Л. Мохова, Л.П. Мамаева, Л.С. Гагаринова и многие другие.

Готовили спектакли с желанием, на репетиции приходили без опозданий, хотя у учителей «ночной» работы было немало. Все участники художественной самодеятельности уважали  Василия Андреевича, уважали за дисциплину, за требовательность, за его артистические способности.

Спектакли готовили долго, роли заучивали наизусть, отрабатывали каждую деталь – так требовал Василий Андреевич. Коллектив работал слаженно, жил большим желанием сыграть на сцене хорошо.

В.А. Сысолятин не жалел своего времени на художественную самодеятельность. Обучаясь в сельхозтехникуме, он из Яранска приходил в Шембеть (около восьмидесяти километров) на репетиции пешком. А декорацию для спектаклей он на санках привозил из Яранского Дома культуры. Равнодушные к самодеятельности не решились бы на такое.

Память о нём сохранилась на всю жизнь как о скромном, не жалеющем себя в работе, энтузиасте клубной сцены, как о Человеке с большой буквы. Он был Героем не только на Днепре, но и в мирной жизни».

Закончив сельскохозяйственный техникум в 1952 году, Василий Андреевич стал агрономом Арбажской МТС, затем заведовал в районе райземотделом, работал председателем колхоза «Заря». Дела шли, но стало всерьёз ухудшаться здоровье.

Заведующий сельским клубом

В 1960-е годы В.А. Сысолятин оставил сельскохозяйственную работу, ушёл заведовать Шембетским сельским клубом и занялся там постановкой пьес. Так он сумел реализовать свою юношескую мечту.

По этому поводу интересны воспоминания земляков, которые отыскались на страницах районной газеты. Вот как рассказывала об этом жительница с.  Шембеть Л. Мамаева.

«Особенно хорошо мне помнится Василий Андреевич по культпросветработе на посту заведующего клубом.

Работа в сельском клубе оживилась, Василий Андреевич умел поднять людей, умел зажечь своим задором, энергией.

Что представляла собой сцена? Это наша красная школа (так её называли за железную красную крышу). Там были два смежных класса, один большой, а второй меньше. Стены между ними вынимались. Внизу три – четыре бревна оставляли, на них настилали доски – это и была сцена. Большой класс – для зрителей, маленький – для сцены и костюмерной.

Потом к сельской библиотеке (её называли «изба-читальня») и сельсовету (это всё было в одном здании) сделали пристрой, и стал у нас большой клуб. Это для нас было чудом.

Тут-то и развернулась деятельность В.А. Сысолятина. Не жалел он себя и сил своих. Весь отдавался любимому делу».

Репертуар

Выбор постановок для самодеятельного театра отличался разнообразием. В нём присутствовали и произведения классиков, и современные пьесы, рассказывающие о жизни сельских жителей. Продолжим изучать воспоминания Л. Мамаевой.

«Много хороших вещей было поставлено силами самодеятельных артистов села Шембеть на сценах клубов района. Играли пьесы «Крепостные», «Бедность не порок» А.Н. Островского. Главные роли исполняли А.Я. Солоницын, А.Л. Мохова, П.Т. Ярополов, З.И. Ускова – учителя Шембетской средней школы, В.А. Чикишев – управляющий заготскотом, А.С. Гурдин – рабочий Шембетского льнозавода.

Во «Всаднике без головы» Майн Рида роли исполняли А.Д. и В.Е. Бересневы, М.Д. Гурдин, В.А.  Чикишев, В.И. Мамаев, А.В. Михалицына, А.А. Паглазов, А.В.  Новиков, А.С. Гурдин.

Играли «Свидание у черёмухи» А. Ларёва, «Стряпуху» А. Сафронова, «Не называя фамилии» В. Минко, «Великий еретик» Г. Добржинского и И. Персонова, другие пьесы».

А вот строки из воспоминаний бывшего председателя Шембетского сельского Совета А.С. Гурдина, Василий Андреевич,  по словам земляков, в своё время отзывался об Алексее Степановиче как о своей «правой руке» на театральном поприще.

«Много спектаклей мы ставили для своих сельчан, да и для показа в районе тоже. Любили наши зрители смотреть про жизнь села, как например, «Приезжайте в Звонковое» (по пьесе А. Корнейчука), смеялись над чеховским «Злоумышленником», ценили и классику – «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок» (комедии А. Островского), да всё и не вспомнишь. В спектакле, например, «Не называя фамилии» участвовало 25 человек».

«На одном из представлений «Всадника…», – продолжает Л. Мамаева, –  присутствовала горожанка, гостившая у кого-то в Шембети. Она имела связь с театром. По окончании пьесы пришла на сцену и сказала: «Молодцы, можете поспорить с артистами-профессионалами». Такие отзывы окрылили нас, а особенно Василия Андреевича. Это всё дело его рук и ума. У нас появилось желание творить больше и лучше, так как это было нужно людям».

В ролях

Распределение ролей – дело непростое. Нужно не только суметь увидеть в односельчанине героя будущей пьесы, но и убедить его в своих творческих возможностях.

Бывший секретарь парт-организации совхоза «Смолинский» А.А. Паглазов вспоминал: «Он наш, местный, потому знал характер каждого из нас, знал наши способности. Ходил по домам, предлагая нам роли и уверял, что это именно та роль, которая подходит под характер человека. У него были удивительные организаторские способности, а главное, в этом деле был личный пример».

Как вспоминали современники, сам Василий Андреевич обязательно оставлял одного из персонажей каждого театра за собой.

Рассказывает Л. Мамаева.

«Наш режиссёр во всех пьесах себе брал серьёзные, трудные роли. Исполнял он их бесподобно. Строго спрашивал и со всех нас за точность исполнения.

Помню Александру Лукиничну (Мохову), исполнявшую роль крепостной девушки в спектакле «Крепостные». Роль ей не давалась. Не могла походить на героиню. Василий Андреевич вместе с ней вставал на колени (это так нужно было по ходу действия) и показывал, как надо говорить, исполнять. Он умел это делать здорово. А когда всё получалось, он радовался как ребёнок нашему успеху. Успех был нужен всем нам. Играли-то мы для народа».

«Когда заходил разговор на репетициях об исполнении той или иной роли, Василий Андреевич преображался, входил в роль, показывая, как надо вести себя в отдельных сценах. Всегда при этом был тактичен. Да на него и нельзя было обидеться, так как он тут же радовался за твой успех, удачные моменты», – вспоминают супруги Солоницыны.

«Все, кто был рядом с Василием Андреевичем в те годы, подчёркивают его любовь к людям, трогательное, товарищеское отношение к участникам: не кричал на репетициях, но, вспоминают односельчане, когда человек, который, по его мнению, подходил именно на главную роль и начал после долгих уговоров отговариваться, он вставал на ноги, начинал ходить взад и вперёд, размахивая руками и говоря: «Да ты пойми, дорогая, я же знаю, у тебя в характере твоя будущая героиня!! – вспоминает А.С. Гурдин. – Несмотря на свой горячий темперамент, он не обрывал на полуслове».

И декорации, и свет

Какой же спектакль без декораций и сценических костюмов?!

«Декорацию и всё для сцены оформляли сами, – читаем в воспоминаниях Л.  Мамаевой. – Картины (декорации) рисовала Н.С. Чикишева, костюмы шила Дуся Токмянина. Ходили по деревням, искали старинную одежду у пожилых. Все нам давали, а иногда сами люди в клуб приносили модные старинные платья.

Доставал Василий Андреевич костюмы также из г. Яранска. Пистолеты изготовлял А.В. Новиков, наш мельник. Хорошие получались, как настоящие. Оформляли и цветовое освещение. Всё это делал Василий Андреевич».

 

На гастроли!

«Со «Всадником без головы» мы объехали весь район, – вспоминает Л. Мамаева. – Выступали в с. Кормино, в Сорвижах, два раза в Арбаже, а в Шембети ставили три раза, каждый раз зал был полон народу».

Как вспоминал А.С.  Гурдин, Василий Андреевич «умел подходить к народу, умел наводить порядок. Если, скажем, едем мы со спектаклем, он назначает ответственных за всё, вплоть до мелочей. Скажет: «Ты везёшь картину-задник и отвечаешь за её сохранность, ты отвечаешь за костюмы, твои – бороды и пистолеты и т.д.

В день спектакля он с декорацией уезжал в намеченный пункт с утра и там готовил сцену к показу, а вечером приезжали на организованном им же транспорте, обычно, на лошадях, самодеятельные артисты».

Зал был полон

Рассказывает Г.А. Федяева (Гурдина), в то время жительница села:

– Именно во время руководства клубом Василия Андреевича ставились незабываемые театральные постановки. Любая из них – это целое событие для села. Знали, что будет интересно. Зрителей всегда полный зал. «Артистами» были односельчане, наши родители в том числе. Павлину играла Галина Карповна Смирнова, её партнёром был Пётр Тихонович Ярополов… И вот ведь какой авторитет у Василия Андреевича: за костюмами для своих некоторых пьес он ездил через Мокряки и Котельнич в Киров в драмтеатр, и ему, едва он показывал корочки Героя, давали нужное.

– Я тоже помню спектакли для взрослых в те времена, – говорит Л.  Хлопчик (Смолина). – Мы, малышня, висели на окнах (причём зашторенных) на улице и подглядывали.

Финита ля комедия!

Темпераментный, увлекающийся, деятельный в работе – таким помнят В.А. Сысолятина земляки. Казалось, он никогда не уставал, по крайней мере, не показывал этого людям. Но болезнь, полученная на фронте, прогрессировала…

Комедию Д. Угрюмова «Чемодан с наклейками» самодеятельным артистам из с. Шембеть сыграть не удалось. Как вспоминают современники постановок, роли распределили, но подготовить её не успели: Василий Андреевич серьёзно заболел.

Проводить его в последний путь в середине моя 1969 года собралось очень много народа разного возраста.

Судя по воспоминаниям тех лет, односельчане считали работу В.А. Сысолятина на мирном, культурном фронте тоже подвигом.

Уважаемые читатели! Если у кого-то из вас в семейном архиве сохранились фото той поры, поделитесь, пожалуйста, ими. Будем очень благодарны.

Наталья ЗЕВАХИНА

При подготовке использованы данные районного краеведческого музея, статьи из газеты «Путь Ленина» (№ 56 за 1980 год, № 44 и № 47 за 1985 год), материалы группы «Шембетское землячество» в социальной сети «Одноклассники».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

56 + = 65