«А ты бы смог повторить их подвиг?»

НА СНИМКЕ: Долгополов Сергей Григорьевич, май 1946 года, Австрия.

Гудка не было слышно. Война началась 22 июня 1941 года, и уже 27 июня от пристани с. Сорвижи Арбажского района отплывал теплоход, который увозил с полсотни молодых парней.
Куда, зачем, никто ничего не знал. Но шла война, и этим все было сказано. Этим парням всем было только по 17 лет. Среди них был и наш отец Долгополов Сергей Григорьевич.
Я помню из детства, да и в старых фильмах встречается, гудок отплывающих теплоходов был громким, на всю округу. Провожающие на берегу заплакали, запричитали, зарыдали, что длинного, протяжного гудка не было слышно. Везли парней в Киров в школу фабрично-заводского обучения. Но с учебы снимали целыми группами, отправляя на фронт.
Вот что пишет в своем сочинении о ветеране Великой Отечественной войны, фронтовике Долгополове С.Г. его правнучка Алина Домнина:
«Сижу и слушаю воспоминания дочерей своего прадеда, которого я не знала, он во время блокады Ленинграда две зимы лежал в снегу на Ладожском озере, охраняя «Дорогу жизни».
– Понимаешь, Алиночка, – говорила бабушка, – факты, цифры – все это ты найдешь в книгах, главное – понять, передать дух того времени, как люди смогли выстоять, что ими двигало, что спасало».
9 мая мы обычно все собирались в родительском доме, отец рассказывал и все не верил, как можно остаться живым после того, что пришлось пережить.
Сергей Григорьевич говорил дочерям о том, как немец порой лежал настолько близко, что наши солдаты слышали их разговор, бомбили день и ночь, забрасывали листовки, в рупор на русском языке призывали перейти на их сторону, сообщая, какие города взяты ими:
«… Бывало, бой начнется, как косой, всех косило, и опять новое пополнение. Успеешь только спросить, как зовут, откуда. «О, тезка! О, земляк! Ложись» – а он уже и замолчал. Голод страшный. Когда надо было бежать в наступление, только встанешь и тут же падаешь от слабости. Но была такая ненависть к немцу, такое желание приблизить победу, что готов был руками в горло вцепиться врагу…».
В последний год своей жизни, когда Сергей Григорьевич уже не ходил, однажды он потребовал позвать к нему начальника санитарного поезда. «Пап, чего ты хочешь? – спросила подошедшая дочь. «Да у меня ноги совсем не ходят, а ты еще спрашиваешь, чего я хочу». А в соседней комнате расшумелись приехавшие внуки, и Сергей Григорьевич командирским голосом сообщил: «Кто тут есть, приказываю их всех эвакуировать, быстро очистить помещение!».
А его дочь сидела на кухне и думала: сколько лет прошло, как закончилась война, а ее отец все еще там. Вот так далась Победа, важно помнить об этом, не забывать героев тех дней и спрашивать себя: «А ты бы смог повторить их подвиг?».
В. Шишкина, п. Оричи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 1