И посмотреть, и присмотреть

При упоминании о музее у человека чаще всего возникает представление о застывшей во времени коллекции предметов старины. Возможно, когда-то оно и соответствовало действительности.

В современном мире музей – это научно-познавательный и исследовательский центр, куда можно прийти всей семьёй и не только посмотреть на предметы старины, но и, воспользовавшись современными технологиями или опробовав на себе старинные ремёсла, получить практический опыт.

Для того чтобы шагать в ногу со временем, отвечать повышающимся требованиям к организации музейного дела и соответствовать постоянно растущим потребностям  посетителей, сотрудники Арбажского районного краеведческого музея повышают свою квалификацию.

В середине апреля директор Т.П. Мохова и хранитель фондов Л.П.  Бажина вернулись с курсовой подготовки по теме «Организация музейной деятельности в современных условиях». В течение нескольких дней с ними делились актуальной информацией представители ведущих музеев области.

Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому делегация кировских музейщиков отправилась за опытом в соседний Татарстан, в Елабугу.

«Почему в Елабугу?» – спросите вы. Да потому, что местные хранители истории активно участвуют в различных конкурсах, выигрывают всевозможные гранты. А кроме того, там на почти 74 тысячи населения функционируют, по разным данным, более 15 музеев! Для сравнения, в 73-тысячном Кирово-Чепецке их едва наберётся пять! А это означает, что есть чему поучиться музейным работникам у коллег из Татарстана.

Музеи, как изюминки в пироге, местные бренды, привлекающие внимание гостей и, что немаловажно, дополнительные финансовые вливания в экономику. Конечно, за один день присутствия в городе всех их просто физически не посетишь, но составить общее представление и подсмотреть для себя что-то новое для внедрения на родине вполне возможно.

Арбажанки в составе делегации посетили Музей истории г. Елабуга, мемориальный дом-музей русского художника  – пейзажиста, живописца, рисовальщика и гравёра-аквафортиста И.И. Шишкина, который считается уроженцем Вятской губернии, музей-усадьбу известной кавалерист-девицы, участницы Отечественной войны 1812 года Н.А. Дуровой, музей уездной медицины имени выдающегося русского психиатра, невропатолога, физиолога, психолога, основоположника рефлексотерапии и патопсихологического направления в России, академика В.М. Бехтерева, мемориальный дом памяти и литературный музей поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой, «Портомойню», музейный магазин «Художественный салон» и музей-театр «Трактир», а также историко-археологический комплекс «Елабужское («Чёртово») городище» Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, музей современного этноискусства.

– В Елабуге мы были 18 апреля, – рассказывает Т.П.  Мохова. – Меня сразу впечатлила чистота в городе. Всё побелено, покрашено. Сохранена старинная архитектура, но «начинка» зданий музеев современнейшая. Много памятников и скульптур, каждый из которых имеет свою легенду, привязанную к местности. Это создаёт определённый антураж и привлекает туристов.

Туристическая привлекательность – важнейшая составляющая развития сферы туризма. Немалое влияние она оказывает и на экономическое развитие территории в целом.

– Средства в развитие музейной деятельности в Елабуге вкладывает не только культура, но и, например, мэр города, – продолжает Татьяна Петровна. – Поразило оснащение музеев: мультитач-столы (сенсорные мониторы с высоким разрешением и современной компьютерной системой внутри, позволяющей отображать различные данные в цифровой форме), в том числе и с интерактивными играми на музейную тематику, вайфай (беспроводной интернет)…

В разговор включается Л.П. Бажина:

– Везде в туристической части города есть карты с изображением достопримечательностей, много указателей направлений продвижения к ним и даже, например, к банкоматам. Трудно заблудиться!

Несмотря на то, что всё перечисленное выше достаточно затратно, арбажским музейщикам удалось присмотреть кое-что и для себя.

– Понравились маленькие микрофоны, с которыми работают экскурсоводы, говорящие в Елабуге на нескольких языках, кроме русского и татарского, – делится Т.П. Мохова, – во время проведения экскурсии не приходится говорить громко. Оценили отсутствие настенной информации. Очень удобны аудиогиды, с помощью которых посетитель может получить всю информацию сам.

15 музеев – количество солидное! Как они возникли? По-разному. И если с мемориальными музеями уроженцев Елабуги И.И. Шишкина и В.М. Бехтерева всё понятно (почему бы не рассказать про своих знаменитых земляков?!), Н.А. Дурову хотя бы связывают с Елабугой только последние годы, а М.И. Цветаеву – вообще последние 11 дней жизни, то содержание остальных музеев таково, что они, в принципе, могли бы возникнуть в любом месте.

– В музее Марины Ивановны Цветаевой воссозданы интерьеры начала 1940-х, – говорит Т.П. Мохова. – Из подлинных вещей, к которым прикасалась Марина Ивановна, возможно, только записная книжка поэтессы и та самая балка. В «Трактире» царит особая атмосфера, которую создаёт обстановка: колоритная, выдержанная в купеческом духе, со старинными предметами утвари, фарфора, самоварами, куклами в полный рост; отлично приготовленный обед в русском стиле, душистый эксклюзивный чай.

– В музее Ивана Ивановича Шишкина интересно оформлена стена на улице, – рассказывает Л.П. Бажина. – Гостям предлагается узнать и назвать все картины, которые изображены на ней. В интерьерах музеев меня впечатлили продуманная подсветка витрин и отдельных экспонатов, обилие манекенов и использование пространства, например, в живом уголке под полом плавают рыбы. В мемориальном музее Бехтерева манекены изображают очередь перед кабинетом.

И вроде бы всё очень просто, но очень уместно.

– Рядом пустая табуреточка – место для фотографирования! – продолжает с улыбкой Людмила Павловна. – Ею часто пользуются посетители.

Ещё одно подсмотренное ноу хау.

– У витрин, где изображаются какие-либо технологические процессы, есть столы с ящиками, выдвинув которые, каждый желающий может подержать в руках материал, скажем, глину или бересту, инструменты для работы, попробовать самому что-то изготовить.

– В старинном здании «Портомойни» – общественной прачечной, – дополняет Т.П. Мохова,  – воссозданы интерьеры XIX века: пол из бутового камня, деревянные трубы, чугунная печь, фрагмент трубы водопровода. Везде манекены, изображающие людей за стиркой. Здесь же можно узнать историю мыла…

Конечно, профессиональный взгляд музейщика «зацепил» много нюансов, незаметных обычному человеку.

– Очень светлые остались воспоминания. Было здорово, очень понравилось, – говорят Татьяна Петровна и Людмила Павловна.

Вернулись сотрудницы районного краеведческого музея из поездки в Елабугу с массой впечатлений и задумок, которые планируют внедрить в Арбаже.

В день профессионального праздника поздравляем коллектив Арбажского районного краеведческого музея, желаем творческих успехов и реализации планов.

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 10 =