Пусть память о героях будет вечной!

На снимке: Замятина Ульяна Трофимовна.

 

На снимке: Замятины Василий Сергеевич и Григорий Сергеевич.

74 года назад закончилась война, но в памяти ничто не забывается.
В нашей деревне Замятины всех мужчин забрали на фронт, оставили только двух: инвалида и пожилого, который работал кузнецом. Женщины заменили сильный пол, выполняя тяжелую работу.
Я расскажу о своей маме Замятиной Ульяне Трофимовне 1896 года рождения. Худенькая собой, с начала войны она работала молотобойцем. Я ходила в школу и, возвращаясь обратно, заглядывала в кузницу, смотрела, как мама ударяла молотом по раскаленному железу на наковальне.
Летом начинался сенокос, траву косили до кровяных мозолей, не знаешь, как руки сжать – больно. Когда метали, маму всегда ставили на стог – тут сноровка должна быть и сила. Она принимала пласты сена на грабли и аккуратно укладывала. На закате солнца взрослые уходили домой кормить скот и готовить ужин. А подростки, мне тогда было около 10 лет, обчесывали стог и подтеребливали низ, чтобы не подгнило. На сенокос выходили в 4 часа утра.
Потом поспевали зерновые. Сжинали в большинстве вручную. Мама «машинистила», обмолачивала зерно со снопов, я помогала ей – укладывала снопы на стол, а она пускала по лотку на обмолот. Относили носилками солому в курятник. Затем убирали лен и расстилали его на поляне, чтобы он вылежался. После собирали в снопы и развозили по хозяйствам.
Мама вечером раскладывала на печь сушить, а в 3 часа утра доставала и шла в ограду мять на мялке. Доводила эти снопы до кондиции кудели.
Очень трудно нам, подросткам, было сортировать. Крутим ручку сортировочную вдвоем, силы не было. Да и откуда ей было взяться, если все время голодали. Помню, как-то ранней весной пошла мама в соседнюю деревню менять на продукты шерстяное красивое платье, платки – все вещи добротные, перед войной купленные. Она ушла, а я сижу на окошке, жду. Вернулась она с ведром картошки – кожурку срежу, потом еще тоненько срежу, сварю болтушку. И рада, что еда есть.
Я часто думаю о маме: какую тяжелую выполняла работу. Дожила до 84 лет, вырастила трех дочерей, а сыновья Василий и Григорий пропали без вести в первый год войны на Ленинградском фронте. Уходя на Финскую войну, старший Вася подошел и погладил меня по голове, сказал: «Седая (у меня волосы белые были), не плачь, победим и вернемся!». Не вернулся, прямо с Финской угодил на Великую Отечественную, даже домой с родными повидаться не отпустили. А в памяти – конфеты, которые он всегда привозил мне из Кирова. Сладостями в моем детстве не особо баловали, поэтому вкус их до сих пор помню.
Нельзя забыть и о других мужчинах деревни. 47 человек ушли на войну, 24 не вернулись. А те, которые пришли, израненные и больные – в живых никого не осталось. Все занесены в Книгу Памяти Кировской области.
В честь погибших во время войны и умерших уже после нее решили поставить в д. Замятины памятник. Организовали это Галина Андреевна Будина и Алевтина Викентьевна Глубокова, за что им огромная благодарность. Эти неравнодушные женщины хлопотали, обзванивали жителей деревни, которые не живут здесь постоянно, собрали деньги и заказали монумент. В 2015 году памятник установили, облагородили зеленью к Дню Победы. Многие приезжают сюда поклониться, вспомнить прошлое.
Пусть всегда будет чистое небо над головой. Пусть память о героях будет вечной!
А. Протасова, д. Замятины

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + = 9