Горячий торф 2019. Заготовка бурого золота продвигается ударными темпами

НА СНИМКЕ: ПУ «Пищальский» выполнил почти половину плана по заготовке фрезерного торфа.

Полтора часа вперед и полтора обратно на дрезине по узкой колее… В глубь пищальского месторождения отправился на днях корреспондент газеты «Искра», чтобы рассказать своим читателям, как идет добыча бурого золота сезона 2019.
О том, что заготовка фрезерного торфа и разработка месторождения ведется практически уже у самых Суводей, отдаленной точке нашего района, мы узнали со слов Сергея Александровича Красноперова, директора одного из крупнейших производственных участков «Пищальский» филиала ЗАО «ВяткаТорф».
Как и было на протяжении многих лет, торф по праву считается бурым золотом, используется он в первую очередь как топливо, а также сырье для сельскохозяйственной промышленности. Не будем раскрывать пока всех карт, но этому природному ископаемому пророчат еще ряд применений.
ПУ «Пищальский» обеспечивает фрезерным торфом ТЭЦ 4 города Кирова, который доставляют к месту назначения многотонные грузовики. Также отгрузка идет в город Шарью Костромской области, главный перевозчик – российская железная дорога.
По данным на 18 июля предприятие заготовило 92 тысячи тонн фрезерного торфа, тогда как план нынешнего сезона – 210 тысяч тонн. Почти 45 процентов. В день заготавливают примерно 2700 – 3000 тонн. В принципе, от графика отклонения незначительные, спутали производительность дожди в начале месяца.
***
Кстати говоря, далеко не все проживающие в районе знают, что есть у нас такое уникальное производство, базирующееся в Мирном, где расположены мехмастерские, железнодорожное депо ПУ «Пищальский». Что наш район обладатель древнейшего торфяного месторождения, которое было детально разведано в 1958 году. Начальные промышленные запасы торфа составляли около 55,3 миллионов тонн!
Вот и на этот раз, когда мы добирались по узкоколейной железной дороге к цеху добычи № 3, где полным ходом идет заготовка торфа, на протяжении всего пути можно видеть выработанные торфяники. Многие из них, особенно в начале, мало напоминают поля, это уже лес с огромными березами, а кажется, что еще недавно здесь работала мощная техника, люди…
Время в пути пролетело быстро, потому что с нами интересный собеседник – главный инженер Сергей Владимирович Тиунов, на предприятии он с 80-х годов. Без труда узнает, через какое поле мы проезжаем в данный момент, тогда как простому обывателю они все на одно лицо. На какие-то пару минут грохот нашей дрезины замолкает, водитель выходит из кабины, чтобы перевести стрелки на узкоколейке, это вам не Транссиб, в это время Сергей Владимирович посвещает нас в тонкости торфозаготовительного производства.
***

НА СНИМКЕ: окараванивающая машина.

НА СНИМКЕ: мастер цеха добычи № 3 Любовь Мурашина с механизаторами.

НА СНИМКЕ: Николай Чагин.

НА СНИМКЕ: Андрей Микрюков.

Наконец, база цеха добычи № 3. Пока не видно клубов коричневой пыли, потому что механизоторы обедают, кто-то успевает вздремнуть. Притихли в сторонке и их исполинные трактора. Кстати, как нам рассказали, тракторный парк обновился, приобрели новенькие импортного производства фрезерные барабаны, а также бульдозеры.
Нас встречает мастер участка Любовь Алексеевна Мурашина. Следующий наш транспорт – трактор «Беларус», Любовь Алексеевна за штурвал, мы уселись рядом. «Я не быстро поеду, – улыбаясь, говорит мастер, – чтоб вас не растрясти».
Объезжаем целую вотчину, это с 36 по 42 поле. Последнее еще только разрабатывается. За ним, как пояснили, уже совсем близко дорога на Суводи.
Механизаторы как раз взялись за работу, так что только успевай щелкать на фотокамеру весь процесс добычи торфа. Он отчасти напоминает заготовку кормов в сельском хозяйстве. Фрезбарабан снимает слой торфа. Затем залежь сушится, несколько раз ее ворошат своеобразные грабли, ширина захвата которых более 20 метров. Далее волкование, а вот уже валики будут собирать трактора с прицепленными к ним огромными бункерами. Здесь же на полях в пять метров высотой торфяные курганы, кто-то окрестил их пирамидами. Так вот это штабеля фрезерного торфа, время от времени к ним подъезжает окараванивающая машина, чтобы уложить равномерно торф, иначе в борозды может проникнуть дождевая влага, что совсем не сопутствует качеству сырья.
Конечно, техника впечатляет. Но понимаешь, что без человеческого, порой самоотверженного, труда торфодобыча не состоится даже при хорошей погоде. На уборке трудятся как опытные механизаторы, так и новички. Есть на кого равняться, в передовиках третьего цеха добычи: Андрей Микрюков, Сергей Столбов, Алексей Ярыгин, Алексей Хохряков, Александр Овсянников.
Многие мужчины приехали из отдаленных районов области, где с трудоустройством проблемы. Кто-то здесь, в Мирном, остался жить, кто-то на выходные ездит домой. Между прочим, заработки в сезон неплохие, механизатор может заработать в месяц порядка 60 тысяч рублей, действует полный соцпакет, иногородним предоставляется жилье.
Кто-то из трактористов работает сезонно, то есть только на уборке с мая и по сентябрь. Но работа в «Пищальском» есть всегда. На смену заготовке придет отгрузка торфа, параллельно, даже зимой, продолжается разработка новых полей, к началу нового сезона механизаторы готовят технику. Так что надежных людей здесь ждут всегда, и без преувеличения можно сказать, что самое крупное месторождение может дать еще больше торфа стране.
Татьяна ТРУХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

85 − 82 =