Оричевская старина в пересказе старожилов

НА СНИМКЕ: Мошкина мельница в 70-е годы.

Уважаемые читатели! Мы продолжаем публиковать очерки историка и краеведа района Семена Ивановича Четверикова из сборника «Оричевская старина
в пересказе старожилов».

Мельницы водяные и ветряные
Водяная мельница издавна опоэтизирована русским народом. Многие века люди связывали с ней различные были и небылицы. Мельник в них часто рисовался колдуном, умевшим наводить порчу. Сродни ему выглядела и мельничиха. А уж о Водяном и говорить нечего: живет он в глубоком омуте около плотины, нередко топит людей и утаскивает к себе утопленников. Не лучше Водяного и Русалки. Они играют и плещутся по ночам, расчесывают волосы, могут до смерти защекотать человека и утопить. Несмотря на страшные эти поверья, на мельнице почти никогда не было пусто. Взрослые приезжали с помолом, ребятишки купались и ловили рыбу. Многие, ожидая своей очереди, и ночь, и другую ночевали в специально построенной избе для помольцев.
Мукомольные мельницы, вероятно, одно из ранних изобретений земледельческих народов. В древних грамотах по истории нашего края сообщается о мельницах-мутовках и мельницах-колотовках. Строились они на малых реках, но жерновов, похоже, не имели, а размалывали зерно в муку каким-то другим устройством.
В 1884 году вышли в свет «Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности России». Из этих «Трудов» следует, что на территории современного Оричевского района действовали 26 водяных и 46 ветряных мельниц. Размещались они своеобразно. К примеру, в Шалеговской волости были 4 водяных и 16 ветряных мельниц, в Истобенской – 7 ветряных и ни одной на реках, в Бессолицынской (позже разделилась на Коршинскую и Адышевскую) – 10 водяных и ни одной ветрянки.
Два года спустя были опубликованы «Материалы по статистике Вятской губернии». Книга едва ли не впервые дает перечень водяных мельниц по волостям: Лобашиха (Истобенская волость); Смолиха (Спасская); Верхняя, Варзянка и Нижняя (Посадская); Сергеевская, Новая и Мошкина (Шалеговская); Колобовская, Боровица, Батениха и Усовая (Камешницкая); Ломиха (Адышевская).
В дальнейшем число мельниц стало расти. В переписи 1926 года названы: Ломиха и Лучиха (Адышевский сельсовет); Верхняя (Брагинский); Лобашиха (Вальковский); Степаниха (Гребеневский); Мамаевская и Пушкина (Грызихинский); Батениха, Колобовская и Усовая (Камешницкий); Прозориха (Кучелаповский); Андреевская и Шошиха (Крысовский); Хохловская (Гарский); Чернушка (Маминский); Варзянка, Нижняя и Николина (Марадыковский); Мошкина и Новая (Пустошенский); Смолиха (Смирновский); Адамовская и Лобастовская (Спасо-Талицкий); Решетниковская и Сингиревская (Трапицынский); Сергеевская (Шабалинский); Рамеши (Коршинский). О ветряных мельницах перепись не сообщает. Вероятно, потому, они в отличие от водяных мельниц не являлись отдельным поселением.
Спустя три года в материалах заседаний Оричевского райисполкома от 14 сентября 1929 года дан новый список мельниц. Часть названных выше в нем отсутствует (похоже, не состояли в числе действующих). Здесь же добавлены ранее неизвестные – Шельмовка, Березовская, Сусленская и Гремечая. Кроме того, три Поздяковских, две Саввичевских и одна Юринская. Последние, скорее всего, ветряные. Кроме водяных и ветряных, одна паровая – Гарская.
К 1939 году на территории района осталось восемь действующих мельниц: Варзиха, Головинская, Мошкина, Пушкина, Сергеевская, Сошиха, Нижняя Николина и Усовая. Батеневская мельница подлежала восстановлению и реконструкции. Все мельницы входили в систему районного мельуправления, которое возглавлял Варлам Варламович Втюрин. На каждой были заведующий и мельник. На Мошкиной мельнице, как самой крупной, существовала еще и должность помощника мельника. В довольно многочисленной когорте мельничных работников-мужчин была одна женщина: Пушкиной мельницей заведовала Татьяна Федоровна Вылегжанина.
В апреле 1941 года мельничное хозяйство района было передано вновь созданному пищекомбинату, который возглавил уже упоминаемый В.В. Втюрин. В акте о передаче указаны лишь пять действующих мельниц: Мошкина, Пушкина, Сошиха, Сергеевская и Н. Николина, а также вновь строящиеся Батениха и Головинская.
Самой крупной из всех перечисленных была Мошкина мельница на реке Сингиревке при одноименной деревне. Как вспоминал Дмитрий Алексеевич Савиных из села Пустоши, построил ее Дмитрий Степанович Мошкин еще до революции. На мельнице было пять поставов (станков), в том числе три размольных и два одержных. Мельница могла размолоть до 20 тонн зерна в сутки. В мельничный комплекс входили мукомольный амбар с водяными сооружениями, холостой амбар правого берега, два ледореза, дом-помольная, квартирный пятистенок и клеть под одной крышей, конюшня для лошадей, свинарник, колеса сухие и водяные – четыре и жернова – две пары. На мельнице работали Максим Матвеевич Втюрин (заведующий), Аркадий Васильевич Мошкин (Мельник) и Леонид Дмитриевич Вылегжанин (помощник мельника).
Батеневская мельница отличалась от прочих тем, что не только размалывала зерно, но и вырабатывала электроэнергию. В описи этого уникума говорится:
– Корпус мельницы имеет ширину 9 метров, длину – 12,5 метра и высоту – 9,6 метра;
Приемное отделение: длина – 4,5 метра, ширина – 9 метров, высота – 5, 25 метра;
Турбинный зал: ширина – 9 метров, длина – 4,7 метра, высота – 7,35 метра;
– Здание ГЭС с турбинной камерой: ширина – 9 метров, длина – 7 метров, высота – 7, 65 метра;
– Плотина с водоспуском, щитовыми затворами и шпунтом;
– Подводящий и отводящий лотки;
– Ледорезы – 7;
– Мост большой и мост малый;
– Дом квартирный и помольная, двухэтажный;
– Гидротурбина ВТЗ;
– Жернова — 4 пары и др.
Мельница-электростанция Батениха была единственной в районе в таком исполнении. Работала она около семи лет, с 1950 по 1957 годы. Мощность электростанции составляла 120 киловатт. Можно было размалывать зерно на муку, получать солод и толокно. Многие деревни камешницкой округи от нее же впервые получили электроэнергию.
Большинство мельниц района, в том числе и Батениха, закончили свое существование в конце 50-х годов. Основная причина, на наш взгляд, в том, что с каждым годом ширилось централизованное хлебопечение. Готовый хлеб стало проще купить в магазине, нежели выпекать в каждой отдельно взятой избе. Сыграло роль и то обстоятельство, что колхозы все шире переходили на денежную оплату труда.
Исключение составила Мошкина мельница. Она служила колхозу «Россия» до начала 70-х годов. Служила бы еще, убежден был тогдашний председатель Д.А. Савиных, да в половодье сплоховал мельник, и мельницу унесло валом неожиданно накатившейся с верховий воды. Старшее поколение пустошан и теперь утверждает, что по красоте ей не было равных среди других. Любовались этой едва ли не последней тогда в области мельницей не только местные. Объезжая район, однажды заглянул сюда и первый секретарь обкома И.П. Беспалов. Долго стоял, опершись на перила моста, и молча разглядывал окрестности. Потом повернулся к спутникам и так оценил увиденное:
– Швейцария!

«Николина мельница» художника Хохрякова
Ветеран Великой Отечественной войны Александр Иванович Калинин из деревни Коробейники Пищальского сельсовета вспоминал, что в период его детства, а он родился в 1922 году, на речке Холунице стояли семь мельниц. Первая около Посадской больницы, у деревни Поздяки. Вторая – у Кубарей с названием Суслиха – строил ее Федор Исакович Суслов еще до революции. Далее шли Верхняя мельница (Мельничана), Варзиха, Тарасовская, Шошиха, в отличие от соседних устроенная в лесу. Последней была Нижняя, или Николина мельница, располагавшаяся при слиянии Большой и Малой Холуницы. На каждой из этих мельниц имелось два мукомольных станка и один одержный. Каждая притягивала глаз красотой водной глади и окружающей местности. Особенно привлекательной казалась Николина мельница. Не случайно известный вятский художник Н.Н. Хохряков в 80-х годах 19 века оказался на этом, весьма отдаленном от губернского города объекте и в безветренный летний день, воодушевленный увиденным, написал одно-
именную картину.
Нижняя (Николина) мельница впервые упоминается в «Материалах по статистике Вятской губернии 1886 года». Здесь сказано, что «на мельнице постава жерновые мельничные диаметром 7 четвертей, а машин – 3». При мельнице два починка – Нижняя Мельница и Рожок. В первом 9 дворов и 42 жителя, во втором – 3 двора и 14 жителей. Имея три станка (постава) и большой пруд, Нижняя мельница обслуживала десятки деревень округи. Работать бы ей еще годы, но случилось непредвиденное.
В 1953 году внезапно хлынули проливные дожди. Холуница вздулась, стала выходить из берегов, и где-то у Кубарей разом прорвало плотину. Высокий водяной вал покатился вниз по реке, сметая все на своем пути. В буйном разбеге смахнул он Варзиху, затем следующую мельницу и другую. На Николиной мельнице в тот момент находился мельник. Увидев стремительно приближающуюся беду, он кинулся было поднять в плотине задвижки, но не успел. Вода в один миг смела со своего пути казавшееся прочным сооружение. Погиб и мельник в ее пучине.
Подобные случаи, к сожалению, бывали и раньше. При сходных обстоятельствах была разрушена мельница Степаниха и утонул мельник на речке Кишкиль, около деревни Малое Вятское. Разница лишь в том, что Степаниху позже восстановили, а потом при ней же построили колхозную ГЭС. Нижняя (Николина) мельница восстановлению не подлежала. В октябре 1953 года решением райисполкома она была списана с баланса Оричевского райпищекомбината, а с ней и убытки от аварии в сумме 5772
рубля 76 копеек.
В наше время далеко не каждый старожил укажет место былого расположения Николиной мельницы. Не приходилось слышать и о том, что где-то сохранилась ее фотография. Судить о внешнем виде этого объекта можно лишь по названной выше картине. Красочное полотно художника Николая Николаевича Хохрякова, написанное маслом на холсте размерами 34 на 51 см, по сообщению газеты «Кировская правда», хранится в Кировском краеведческом музее.
Продолжение следует…

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 48 = 50