Полвека со школой, или Призвание – учитель

Начало октября богато на праздники. В эти дни чествуют и мудрых людей, и музыкантов, и педагогов. Героиню моего материала можно смело отнести к каждой из этих категорий.

И педагог, и музыкант

Валентина Александровна Овчинникова полвека (!) отработала учителем в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вела русский язык и чтение, музыку и ритмику. Совсем недавно, в августе этого года, завершила свою трудовую деятельность.

Уроженка Советского района приехала в Арбаж сразу после окончания педагогического училища. По рекомендации педагога, нашей землячки Т.Ф. Самойленко, поступила на работу во вспомогательную школу.

– Первый открытый урок случился на втором году моей педагогической деятельности,  – вспоминает Валентина Александровна. – Он назывался «Памяти павших будьте достойны!». Долго готовилась к нему, узнала о воинах, чьи родные и близкие работали в школе. Рассказывала детям, как они жили, как погибли, показывала письма с фронта… Вера Ивановна Криницына, директор школы позже проанализировав урок, сказала мне: «Из тебя получится учитель! Хорошо, что я тебя взяла, не ошиблась!». Эти слова были высшей похвалой, остались в памяти.

Уже работая, Валентина Александровна заочно получила высшее педагогическое образование, окончив филологический факультет Кировского пед-института.

– Я хорошо печатала, – говорит она, – у меня имелись перья разных размеров. Все стенды в школе были оформлены моими руками. На это уходило очень много времени.

Музыка помогает жить

Игру на баяне освоила в педучилище.

– По нотам могу любую песню сыграть, – делится В.А. Овчинникова. – Говорят, что во время пения налаживается связь с космосом, это придаёт силы. Меня всегда тянуло на работу, я много пела, двигалась с детьми. Музыка помогала жить.

Уроки ритмики проходили 4 – 5 раз в неделю. Увлечённый педагог старалась их разнообразить: находила, адаптировала или разрабатывала вновь комплексы упражнений с обручем, со скакалкой, другим инвентарём.

– В школе все мы находились больше, чем дома, – рассказывает героиня материала. – К праздникам готовили концерты. Коллектив принимал участие в смотрах художественной самодеятельности. У меня хор пел на два – три голоса. Пьесы ставили. Ездили с концертами по нашему району: в Гулины, Сорвижи, Шембеть, даже в Тужинский район.

В школе была своя агитбригада, которая выходила с выступлениями в соседние деревни Короли, Алёшичи, Мостолыги.

– Обычно дело было зимой,  – продолжает воспоминания Валентина Александровна. – Шли пешком, баян везли на санках. Выступали в теплушках. Учитель рассказывал о событиях в мире, делал доклад на педагогическую тему, а мы с детьми устраивали концерт.

С коллегами  повезло

В коррекционную школу приходили дети после двух-трёх лет безуспешного обучения в массовой. Именно здесь их заново учили и читать, и писать, и трудиться.

Очень тепло отзывается Валентина Александровна о своих коллегах.

– Замечательными были директора школы, – говорит она.  – Вера Ивановна Криницына – компетентная, умница. Своими уроками истории она всем показывала, как надо работать. Тамара Сергеевна Костина – всё своё время отдавала школе в трудные времена начала 1990-х. Учитель математики, она урок не завершит, пока не добьётся полного понимания материала детьми. Татьяна Сергеевна Жгулёва вывела школу на областной уровень, о нас заговорили. При ней учреждение получило статус детского дома.

– Не могу не вспомнить про завучей, – продолжает В.А. Овчинникова. – Любовь Михайловна Кочева просто жила на работе, всегда помогала во всём. Алевтина Яковлевна Малышева – интеллигентная, правильная, доброжелательная, всегда выслушает и даст совет.

С особой теплотой вспоминает Валентина Александровна педагогов: В.И. Шустову и В.И.  Лебедеву – математиков, дефектолога Н.С. Одинцову, учителя социально-бытовой ориентировки Л.Н.  Жгулёву, географа Г.П. Плотникову, физрука В.Н. Пирогову, учителя швейного дела В.А. Протасову, учителя сельхозтруда Г.А. Петухову, а также В.Н. Шарафутдинову, Т.Н. Колпакову, Г.Н. Чешуину, В.С. Мохову, Л.А. Суслову, Н.Д. Ризатдинову, Л.Ф. Балыбердину, Г.И. Николаеву.

– Слабых учителей у нас не было, они просто не задерживались в школе, – рассказывает В.А. Овчинникова. – Всегда в тонусе держали инспекторские проверки, по окончании которых делался анализ работы каждого. Делились опытом с коллегами. Те, кто переходил после нас на другое место работы, всегда говорили: «После этой школы, хоть в огонь, хоть в воду!».

– Для меня примером всегда была Галина Зосимовна Захарова, – продолжает героиня материала. – Мы с ней знакомы со студенческих лет, некоторое время были соседями. Учитель с большой буквы. Если был нужен профессиональный совет, всегда шла к ней.

На работу с желанием

– На работу я ходила с желанием, мне нравилось учить, – признаётся Валентина Александровна. – Второй месяц не работаю, а по утрам, бывает, просыпаюсь с мыслью: «Надо бежать!». Успокаиваю себя, что теперь можно не торопиться утром, меньше поводов для расстройств, планы писать не надо… А вот по детям скучаю!

Начинающим свой путь в педагогике В.А.  Овчинникова желает терпения и любви к профессии:

– В нашей специальности нельзя просто зарабатывать деньги. Везде можно, а здесь – нет! Если не нравится то, чем занимаешься, надо сразу уходить, чтобы не страдали дети и не страдал сам. Если есть желание трудитья, опыт придёт, всему можно научиться.

За 50 лет трудового стажа у Валентины Александровны очень много выпускников, количество их она даже не пытается подсчитать.

– Первые – уже пенсионеры, – смеётся. – Учила позднее их детей и внуков. Многие до сих пор звонят, рассказывают о себе, о жизни.

За свою трудовую деятельность В.А. Овчинникова не раз награждалась почётными грамотами, имеет много благодарностей за труд. В её архиве есть и высокая награда – нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Время  мечтать

На заслуженном отдыхе больше времени появилось для любимых занятий.

Валентина Александровна – гостеприимная хозяйка. Традиционно делает много заготовок из овощей и фруктов, грибов и ягод, снабжая ими детей и внуков, которые радуют её и супруга Алексея Михайловича своими успехами.

Беседуя, мы попивали вкуснейший копорский чай.

– Я травница, – раскрывает секрет хозяйка.  – Для семьи готовлю чаи из кипрея (копорский) и из разнотравья. Таволга-лабазник – моя любимая трава.

Добрые отношения складываются у неё с соседями по дому.

– С Валентиной Александровной мы дружны около сорока лет, – рассказывает соседка супругов Овчинниковых по подъезду А.Н. Антакова. – Это очень отзывчивая, умная женщина. К ней можно обратиться с любой просьбой, в любой жизненной ситуации, – всегда поможет делом и советом. Она не предаст. С ней можно посекретничать и быть уверенной, что всё останется между нами. Пользуясь случаем, поздравляю Валентину Александровну с Днём учителя.

Сейчас горячая пора заготовок. Нужно прибрать всё, что выросло на огороде. Пока ещё руки не дошли до баяна. Но желание сыграть на нём Валентину Александровну уже посещает.

О кругозоре и широте интересов говорят мечты.

– Всю жизнь хотела побывать на Камчатке, – делится героиня материала. – Чем-то притягивает меня к себе этот полуостров. Была мечта купить и научиться водить автомобиль. Наверное, уже не исполнится. В юности мечтала петь в церковном хоре…

Теперь самое время для реализации всего, о чём мечталось!

С Валентиной Александровной мы беседовали в преддверии профессионального праздника.

– Бывших учителей не бывает, – говорит она в завершении разговора. – Желаю всем педагогам крепкого здоровья и долголетия, понимания коллег и домашнего уюта. Пусть добро, отданное вами ученикам, непременно вернётся. А нынешнему коллективу школы-интерната – успехов на педагогическом поприще.

Присоединяемся к пожеланиям и мы.

С праздниками Вас, Валентина Александровна! И… Пусть сбываются мечты!

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 + = 81