От района к округу

В границах муниципальных районов области второй год происходит создание муниципальных округов. Что это такое и каким образом будет происходить переход на новую модель организации местного самоуправления – об этом наш разговор с главой Арбажского района Александром Арсеньевичем Тарасовым.

??? Александр Арсеньевич, насколько изучена Вами практика перехода к муниципальным округам в стране и нашей области?

– Процесс объединения муниципальных образований в стране идёт практически десятилетие. Ранее закон позволял объединяться муниципалитетам в городские округа. Этим правом воспользовались такие субъекты как Башкирия, Пермский край, Ленинградская, Нижегородская, Белгородская области, а в Кировской области, в качестве пилотных проектов, – Санчурский и Богородский районы. Основным толчком к объединению послужило отсутствие в достаточном объёме финансовых средств для формирования бюджетов сельских поселений, а также нехватка квалифицированных кадров, сложная система управления и другое.

После внесения изменений в федеральное законодательство в мае текущего года, уже приняты решения о создании муниципальных округов в Пермском крае. В Удмуртии продолжается процесс объединения и создания муниципальных округов. Семь муниципальных районов Кировской области, в том числе и Арбажский, готовятся пройти процедуру объединения в единый муниципальный округ.

Как я сказал выше, весной текущего года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, позволяющие перейти с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую.

Сегодня у нас функционируют органы мест-ного самоуправления в четырёх сельских и одном городском поселениях, органы местного самоуправления в муниципальном районе.

Закон позволяет объединиться всем поселениям и муниципальному району в одно муниципальное образование – муниципальный округ.

??? Какие изменения произойдут на территории нашего района с переходом к муниципальному округу?

– Смотрите. С 2006 года до настоящего времени на территории Арбажского района действуют:

  • 6 администраций (4 в сельских, 1 в городском поселениях и 1 администрация района);
  • 6 представительных органов (4 в сельских,1 в городском поселениях и 1 в администрации района);
  • 6 глав муниципальных образований (4 в сельских, 1 в городском поселениях и 1 в администрации района).

В случае объединения будет работать:

  • 1 администрация муниципального округа с территориальными органами;
  • 1 представительный орган муниципального округа;
  • 1 глава муниципального округа.

Сегодня в Арбажском районе избирается 53 депутата районного и поселенческого уровня (38 в поселениях, 15 в районе). При создании муниципального округа предполагается предусмотреть 10 – 15 депутатов.

Объединение позволит сократить расходы бюджетов разных уровней на проведение выборов, содержание администраций и многократно сократить количество документов. В настоящее время из-за разных уровней власти в районе принимается 6 однотипных решений (уставы, положения и др.), которые необходимы для функционирования района и поселений. Организационные вопросы одинаковы во всех поселениях и районе, поэтому и дублируется правовые акты. Следовательно, сократятся и финансовые затраты на их подготовку. Для примера: нужны генеральные планы всех пяти поселений, разработка каждого стоит более 200 тысяч рублей.

Сейчас практически во всех сельских поселениях собственных доходов поселения (это доходы, полученные от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, 2% от налога на доходы физических лиц) не хватает на реализацию даже части тех полномочий, которые закреплены за поселениями законодательно. Объединение позволит централизовать закупки, что, в свою очередь, должно привести к экономии средств бюджета.

??? Каков механизм перехода от муниципального района к муниципальному округу?

– В последней декаде сентября на заседаниях представительных органов городского и сельских поселений, на заседании районной Думы депутаты приняли решения о выдвижении инициативы объединения всех поселений, входящих в состав Арбажского муниципального района Кировской области и образования Арбажского муниципального округа Кировской области.

Дальнейший процесс преобразования состоит из нескольких этапов:

  • Назначение и проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований.
  • Принятие решений всеми представительными органами о согласии на объединение.
  • Направление решений о согласии на объединение в Законодательное собрание Кировской области.
  • Принятие Законодательным собранием Кировской области закона о преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Арбажского района и создании нового муниципального образования – муниципального округа.
  • Назначение и проведение выборов в представительный орган муниципального округа (в 2020 году).
  • Организационные процедуры по формированию (избранию) органов местного самоуправления (администрации и главы).
  • Проведение организационных и штатных мероприятий в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях и учреждениях.

??? Не получится ли так, что жителям района придётся за каждой справкой выезжать в райцентр?

– Нет, такого не случится.

Основная задача оптимизации –  это не допустить ухудшения условий предоставления муниципальных услуг для жителей, особенно сельских населённых пунктов. Процесс оптимизации управления не должен привести к отдалению местной власти от жителей –  основная часть сотрудников на местах останется.

Там, где сегодня работают администрации сельских поселений, в случае объединения, будут работать территориальные органы администрации муниципального округа с тем же объёмом полномочий и функций, с сохранением права выдачи справок жителям и подписания документов. Приветствуются и будут рассматриваться предложения, замечания по порядку деятельности территориального органа от жителей района.

Депутатский корпус в поселениях свою деятельность прекратит. Функции представительного органа в будущем могут исполняться через ТОС (территориальное общественное самоуправление), или координационные органы, на которых жители смогут обсуждать все насущные проблемы и вопросы жизнедеятельности населённых пунктов.

??? Изменятся ли статусы населённых пунктов? Сохранятся ли льготы, компенсации, другие меры социальной поддержки населения?

– Населённые пункты статусов не поменяют. Создание муниципального округа не повлечёт отмены льгот сельским жителям и не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности), за исключением муниципальных предприятий и учреждений, в уставы которых потребуется внести изменения в части наименований учредителя.

– Спасибо за разъяснения!

Записала

Наталья Зевахина

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 37 = 45