Приют для птичек божьих

9 октября 1909 года, 110 лет назад, вышел указ Святейшего Синода о преобразовании Арбажской Александринской женской общины, которая находилась близ д. Алёшичи, в Арбажский Александринский нештатный общежительный женский монастырь, который впоследствии стал известен не только в Вятской губернии, но и в России.

Женская община

Идея организовать Арбажскую женскую общину при мельнице «Татарка» в приходе храма села Арбаж принадлежала богатому, бездетному и очень набожному крестьянину Илье Абрамовичу Безденежных и его жене Прасковье Ивановне. Капитал он нажил на торговле зерном и все свои сбережения отдал на строительство Арбажской больницы и женской религиозной общины.

Илья Абрамович обращается к Вятскому епархиальному начальству с прошением об учреждении женской общины «во имя Святыя мученицы Царицы Александры» с женской второклассной церковной школой при ней и сообщением о том, что жертвует для устройства и содержания земельные участки и 4100 рублей деньгами, выражает готовность приобрести пахотные, сенокосные и лесные земли, соорудить храм, построить мукомольную мельницу, оказывать общине посильную материальную помощь.

В конце 1898 года следует прошение к Епископу Вятскому и Слободскому Преосвященнейшему Алексию с просьбой разрешить перевезти из села Пижемского Яранского уезда купленную им на свои средства у прихожан старую деревянную церковь с иконостасом и иконами в имение, находившееся при бывшей мукомольной мельнице под названием «Татарка» в Сосновской волости Котельничского уезда «для постановки в том же виде».

Независимо от сего, Безденежных отправил два «всеподданнейших прошения» на имя императрицы Александры Фёдоровны, прося взять её под покровительство дела об учреждении женской общины. По словам секретаря императрицы Ламздорфа, «глубоко тронутая верноподданническими чувствами крестьянина Ильи Безденежных, Ея Императорское Величество в 29 день апреля 1899 года Высочайше повелеть соизволила разсмотреть настоящее дело» для последующего доклада ей о целесообразности создания общины и особой милости – принятия под покровительство или же соизволения на сооружение общины и присвоения школе наименования по имени государыни.

«Вятские епархиальныя ведомости» в № 5 от 1 марта 1901 года оповестили о том, что издан указ «Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода на имя Преосвященнаго Алексия, Епископа Вятскаго и Слободского, от 5 февраля сего 1901 года за № 916, об учреждении в имении крестьянина Ильи Безденежных, близ села Арбаж Котельническаго уезда, женской общины, с наименованием ея Арбажскою – Александринскою».

На должность начальницы резолюцией преосвященного Алексия (Опоцкого), епископа Вятского и Слободского, от 8 марта того же года назначена монахиня Вятского Преображенского монастыря Елена, в миру Ольга Борисовна Севрюгина. Ей на тот момент было 46 лет.

Монахиня Елена

Из «Рекомендательного письма настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря Игуменьи Евгении».

«Вашему Преосвященству благоугодно было поручить мне избрать из сестёр вверенного мне монастыря достойнейшую и способную как к устроению первоначальной иноческой жизни во вновь открываемой Арбажской Александринской общине, так и к управлению ею. Исполняя волю Вашего Преосвященства, я покорнейше осмеливаюсь порекомендовать монахиню Елену.

Монахиня Елена (от крещения Ольга Севрюгина) родилась в 1855 году, купеческого звания, уроженка г. Яранска Вятской губернии. Оставшись сиротою, после матери на четвёртом году от рождения (в 1859 г.) была привезена в Вятский Спасо-Преображенский монастырь. В то время игуменья Сусанна приняла сироту в обитель под покров Царицы Небесной.

Но вскоре игуменья Сусанна по слабости сил сошла на покой, а вместо нея вступила в управление игуменья Емерентиана (Севрюгина, родная тётка Ольги), которая заботилась и обучала свою племянницу монастырской жизни. В 1869 году определила её в Вятское епархиальное училище, хорошо приготовленная Ольга поступила в 4 класс, окончила курс в 1872 году.

В следующем 1873 году тёткою Игуменьей была пострижена в рясафор. Через год по распоряжению Епархиального начальства Игуменья Емертиана открыла при монастыре для девочек церковно-приходскую школу, в которой и определила свою племянницу Ольгу наставницею. Кроме Закона Божия, она занималась по всем предметам, занималась с девочками весьма усердно, терпеливо и с успехом.

Кроме этого послушания, она с малых лет обучалась церковному пению и поёт на клиросе до настоящего времени. Занималась разными рукоделиями: вышивала золотом, шелками и исполняла прочие работы.

Через 10 лет после смерти тётки игуменьи Емерентианы в 1897 году я определила послушницу Ольгу заведующей Миссио-нерской противораскольнической братской школы в женском отделении при вверенном мне монастыре. Это ея послушание было всегда присутствовать в классе во время занятий учителей (миссионеров), следить за ученицами касательно их уроков и поведения.

Всё это она исполняла с большим терпением и вниманием. В 1898 году 1 марта послушница Ольга мною пострижена в мантию с именем Елены и, наконец, в настоящее время (1901 г.) она рекомендована мною как способнейшая для исполнения святого дела устроения Арбажской Александринской общины и управления ею.

Монахиня Елена достойна сего избрания и надеюсь, что она может оправдать доверие Епархиального начальства к себе.

Как опытная монахиня, прожившая 42 года в обители в смирении, терпении и послушании, пройдя всю монастырскую жизнь, как говорится, от первой низшей ступени и восходя до высшей, изучила азбуку монастырской жизни, как науку из наук, а потому она вполне может управлять и установить внутренний строй монастыря, – и вот теперь Бог избрал её учить и руководить другими.

Молю Господа и Царицу Небесную, да благословят её, научать и управлять в предстоящем многотрудном подвиге начальствования.

Настоятельница Спасо-Преображенского монастыря Игуменья Евгения.».

Открытие общины

23 апреля 1901 года, в день тёзоименитства императрицы Александры Фёдоровны, состоялось торжественное открытие Арбажской Александринской общины.

Священник Иоанн Падарин так описывал это событие: «После совершения царскаго молебна из церкви села Арбаж тотчас последовал крестный ход со святыми иконами в общину, на место, предназначенное для построения храма. Молящихся собралось сюда, несмотря на дождливую погоду, весьма значительное число…

Ко дню открытия общины прибыла из Вятскаго Преображенскаго монастыря игумения Евгения. Все песнопения за всенощным бдением весьма стройно и чинно исполнены сёстрами общины под управлением прибывшей с матушкой игуменьей из Вятскаго монастыря послушницы Елизаветы Севрюгиной».

Рясофорная послушница Елизавета Севрюгина, родная сестра матушки Елены, получила домашнее образование. В 1871 г. поступила в монастырь, где пела на клиросе и проходила послушание в золотошвейной мастерской. Преподавала изящное рукоделие в Вятском епархиальном женском училище. Когда Ольгу Севрюгину назначили заведующей церковно-приходской школой обители, Елизавета была её первой помощницей.

В помощь матушке Елене по рекомендации игуменьи Евгении (Зейдер) и указу духовной консистории в марте 1901 г. в Арбажскую Александринскую общину были переведены ещё три рясофорные послушницы. Это 37-летняя Анна Ергина, дочь священника, умелая рукодельница, помощница ризничей; Анисия Ладыгина была 48-летней мещанской дочерью и занималась иконописью; Акилина Зонова 47 лет из крестьянского сословия, трудилась по хозяйству.

Серафим Саровский, чудотворец, не раз говорил: «Спасись сам, и возле тебя тысячи спасутся». И приходили в монастырь спасаться не только вятские, но и из других губерний.

Монахиня Елена, судя по тому, что было сделано, имела недюжинные организаторские способности.

В течение десяти лет на средства благотворителя, крестьянина Ильи Абрамовича Безденежных, в общине выстроены занимавший центральное положение в комплексе построек однопредельный храм Святой Александры с колокольней на нём и звоном в пять колоколов, снабжённый необходимой церковной утварью – священными одеждами и облачениями, богослужебными книгами (1901 г.), несколько двухэтажных корпусов с хозяйственными постройками, в которых разместились покои настоятельницы, кельи послушниц и трапезная (1901), церковно-приходская школа (1902), иконописная, позолотная, рукодельная «разных вышиваний», чеканная, чулочная, башмачная, шпаклевальная и малярная мастерские (1905), певческий дом (1905), больница, баня, просфоропекарня. Все монастырские строения были деревянными, двухэтажными (кроме церкви), имели кирпичные основания. В 1906 г. монастырский ансамбль был обнесён деревянной оградой.

Некоторые из этих построек, по разным сведениям, в 1936  – 1950-х годах были перевезены в село Арбаж.

Состав  общины

Если проанализировать список, составленный настоятельницей общины монахиней Еленой, можно чуть больше узнать о тех, кто в ней жил.

Во-первых, это восемь послушниц в возрасте от 26 до 48 лет. Среди которых четыре крестьянских девицы, по одной купеческой, мещанской, священнической и одна крестьянская вдова. Двое из них родом из Уозёрской и Сосновской волостей Яранского уезда, одна из Сосновской волости Котельничского уезда. Семеро грамотных, причём грамоте они обучались дома. Все пострижены в Вятском Преображенском монастыре в период с марта 1875 по 17 сентября 1902 годов.

Во-вторых, это 56 неуказных сестёр. Среди них 37 грамотных, получивших образование дома или в церковно-приходских школах. Из тех, у кого указано, откуда они родом, 14 – из Сосновской волости Котельнического уезда, на территории которой и находилась община, одна – из Пишнурской волости, по одной из Яранского, Глазовского и Орловского уездов, пятеро – просто из Вятской губернии.

Среди занятий сестёр преобладает послушание клироса (20 человек), рукоделие (15), ведение хозяйства (14), прядение (6). По четыре сестры занимались живописью, чтением псалтыря и церковницы, по две – в школе грамоты, малярством, печением просвирок, тканями и материями, звонарством, а одна – шитьём одежды. Были и такие, которые выполняли по два послушания.

Не у всех обитательниц общины указан возраст. Преобладающее число – 24 – в возрасте от 21 до 29 лет. Самым молодым 13 лет, до 19 лет – 16 человек, от 30 до 37 лет – 13, от 43 до 48 – пять, от 52 до 57 – двое, 60 и 67 лет – двоим. Самая возрастная из сестёр в возрасте 71 года.

Монастырь

В результате энергичной деятельности матушки Елены и её верных помощниц 9 октября 1909 г. вышел указ Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Арбажский Александринский нештатный общежительный девичий монастырь. 9 декабря того же года был издан указ о назначении начальницы общины, монахини Елены (Севрюгиной), на должность настоятельницы монастыря с возведением в сан игуменьи.

Жизнь в монастыре жизнь шла по своему уставу. Не только в молитвах проводили время его обитатели, но и занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Монастырская казна богатела и позволила заложить фундамент каменной церкви.

7 марта 1910 г. все четыре послушницы были пострижены в монашество. Им всем дана одна характеристика: «отличных качеств и способностей». 17 марта того же года Елизавета Севрюгина, она же монахиня Агния, была назначена на должность казначеи монастыря. По представлению епархиального начальства «за усердие и ревностное исполнение своих обязанностей» 6 мая 1914 г. её наградили грамотой Святейшего Синода.

Анна Ергина, она же монахиня Мария, в 1910 году была определена на должность благочинной обители. Анисия Ладыгина, она же монахиня Августа, обучала послушниц иконописному мастерству. Акилина Зонова, она же монахиня Александра, вела хозяйство на подворье монастыря в г. Котельниче. Все продолжали трудиться до закрытия обители.

Если в 1901 – 1905 годах в монастыре было 65 сестёр и 18 временно проживающих (10 из них учились в школе грамоты, а восемь обучались рукоделию), то в 1918 году их стало уже 300. Отбор в женскую общину был очень строгим.

При монастыре была школа, в ней три класса по 30 учеников. При церкви служил один священник Никон. Искорки православия, зажжённые в этом монастыре, разлетались по всей православной Руси. В монастыре также жила и родная сестра игуменьи Елены — матушка Августа.

 «Птички полетели»

Однако монастырским планам не суждено было сбыться: революционный ветер перемен порушил привычный уклад жизни послушниц и их самих разметал по просторам обновлённой страны.

В Великий пост в 1918 году, по воспоминаниям ныне уже покойной Марины Михайловны Метелёвой (у неё была тётка Анна в монастыре монахиней, а сама Марина Михайловна училась одну зиму в монастыре и часто была в гостях у тётки), около 90 монахинь было арестовано и этапировано в г. Котельнич. Среди них была и монахиня Анна.

В Арбаже эту колонну-этап провожал и отец Николай. Горестными глазами он смотрел на своих сестёр во Христе. Что думал старец в эти минуты? Может быть, он вспоминал слова из Евангелия Господа нашего Иисуса Христа: «Меня гнали, и вас будут также гнать, имени моего ради». И старческая рука поднялась и осенила правильным православным крестом эту колонну, благословила её в путь. А из уст отца Николая исходили слова: «Птички мои, птички мои полетели, но ничего, солнышко взойдёт, пригреет, и вернутся».

Дальше Котельнича этап не погнали, а распределили здесь в пересылке. Приближалась пасхальная ночь, и из окон тюрьмы раздавалось: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пели монахини, пели священники, которые были в других камерах. Пели Пасху. Город просыпался, шёл к тюрьме слушать церковное пение, шёл славить Христово Воскресенье, шёл славить Воистину Христово. Несли пасхальные яйца, сдобные пироги, куличи, несли то, чем были богаты. Жены охранников со слезами на глазах упрашивали своих мужей принять и передать эти дары монахиням и священнослужителям.

И сбылись слова отца Николая: «Солнышко взойдёт, пригреет, вернутся». Солнышко — это Христово Воскресенье, Пасха. Вскоре после Пасхи монахини были освобождены и отпущены домой. Среди них были инокини из Кугунура, Кормино, Чулков (особенно много) и других деревень. Монастырь был закрыт, и монахини разошлись по своим деревням. А кое-кто ушёл в церкви или другие монастыри.

Игуменья

Вместе с монахинями была арестована и игуменья Елена.

Из доклада протоиерея Алексия Сухих о гонениях на православное духовенство Вятской епархии: «Игуменью Елену, настоятельницу Арбажского женского монастыря, ставили на раскалённую сковородку ногами, требуя выдачи драгоценной церковной утвари, которую она предположительно спрятала на территории монастыря во время разгона монастыря, а затем полуживую закапывали в могилу».

По другим данным игуменья Елена была отправлена в губернскую тюрьму. И было в ту пору матушке Елене 64 года. Похоронена она в г. Орлове (Халтурине) в 1935 году.

Монастырские ценности

Слухи о монастырском золоте будоражили местное население. Кладоискателями становились даже школьники.

С. Г. Жданов, в 1934 – 1937 годах учащийся Детгородковской школы, вспоминает: «Территория монастыря была обнесена плотным, выше метра, забором. За главными воротами был мост через речку Шуван, а под мостом глубочайший омут. Говорили, что монашки разбегаясь, бросали имущество в этот омут, чтобы никому не досталось. Мы из любопытства туда ныряли и один раз достали швейную машинку. Были и другие находки. Обнаружили и подземный ход, по преданиям жителей дер. Алёшичи он был выложен кирпичом на протяжении восьми км и выходил в лесу. Нашли пушку петровских времён и даже выстрелили один раз».

В женском монастыре была чудотворная икона «Скоропослушница». На ней надпись: «Икона привезена с Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в починок Арбажский в женский монастырь». Когда монастырь закрыли и разграбили, сняли и оклад с иконы. Большевики увезли икону на телеге вместе с монахинями. Она вернулась в молитвенный дом пгт Арбаж в 1996 году при освещении престола.

В 1996 – 1997 годах М.М. Метелёвой была передана икона Святого великомученника Пантелеймона Целителя.

19 августа 2008 года, к празднику Преображения Господня, семьёй Нечаевых из Кирова возвращены в храм и монастырские Евангелие и книги.

Икона Казанской Божьей Матери, покинув монастырь в годы гонения на церковь, оказалась перенесённой аж в Казахстан. И только в начале 2011 года она была передана митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром (Могилёвым) в Успенском соборе Трифонова монастыря в приход Сретенского храма пгт Арбаж.

Детгородок

Опираясь на архивные данные и воспоминания старожилов, можно сказать, что наш монастырь был закрыт одним из самых первых, если не первым. Все другие монастыри закрывали уже в 1922 году и позднее.

В 1918 году в бывшем монастыре была организована коммуна. Просуществовала она недолго. Не было опыта ведения крупного хозяйства, рационального использования земли, орудий производства, и коммунарам пришлось отказаться от коллективной жизни.

В годы гражданской войны, когда войска Колчака подошли к г. Котельничу, и угроза захвата нависла над городом. Было решено эвакуировать детские дома из г. Котельнича в Арбаж, в местечко, названное впоследствии Детгородком. Там имелись свободные помещения, оставшиеся от монастыря. Всего привезли около 200 беспризорных детей вместе с воспитателями. Детдом назвали «Красным муравейником».

В конце 1920-х годов возникают школы рабочей молодёжи. Так в 1929 году после расформирования детской коммуны «Красный муравейник» в Детгородке открывается Школа рабочей молодёжи.

Это была первая школа на территории района, которая давала незаконченное среднее образование. В ней обучались разновозрастные дети из 24 сельсоветов района. Обучение вели 20 учителей. Школы рабочей молодёжи просуществовали до 1934 года.

В сентябре 1936 года школа из Детгородка переезжает в Арбаж.

По материалам прихода Сретенского храма пгт Арбаж подготовила Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 + = 84