Оричевская старина в пересказе старожилов

Уважаемые читатели! мы Продолжаем публиковать очерки историка и краеведа района Семена Ивановича Четверикова из сборника «Оричевская старина в пересказе старожилов».

Организация с названием МТС
К началу 30-х годов прошлого столетия в колхозах и единоличных крестьянских хозяйствах Оричевского района не было ни тракторов, ни зерновых и прочего назначения комбайнов. Все полевые работы выполнялись вручную или с использованием простейших сельхозмашин на конной тяге. Ветеран колхозного производства Дмитрий Алексеевич Савиных признавался, что он впервые увидел трактор, будучи третьеклассником. Марка трактора – «Фордзон», а работал он на государственном предприятии с названием Камешницкое опытное поле.
Когда построили Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, тракторы перестали быть редкостью, появилась возможность создавать машинно-тракторные станции (МТС) для обслуживания коллективных хозяйств на договорной основе. Решение Нижегородского крайкома ВКП(б) об организации МТС в Оричевском районе было принято еще в январе 1932 года. Но при большом спросе на технику и полном отсутствии кадров трактористов выполнялось оно со скрипом и было проведено в жизнь лишь к лету 1936 года. В тот год Оричевская МТС получила первые 24 трактора марки «СТЗ» и «ЧТЗ», 29 четырехкорпусных плугов, 10 дисковых борон, 2 сеялки и другие сельхозмашины.
Возглавлял МТС в то время Иван Герасимович Герасимов. В коллективе насчитывалось 69 трактористов, 3 шофера грузовых автомашин и целый ряд работников других специальностей. Кадры эти готовились загодя через систему курсов «Трактороуч» в селе Пищалье, позже и на курсах по подготовке трактористов в деревне Тарасовы. Одними из первых прошли подготовку Е.Г. Мусонова, Е.Г. Долгих, В.Г. Жаворонков, Е.П. Федосимов, П.С. Куклин и другие.
Вот как вспоминала о том периоде старейший механизатор района Елена Гавриловна Мусонова:
– В сентябре 1931 года я поступила учиться в профтехшколу в селе Пищалье и в 1934 году ее закончила. Получив специальность слесаря, стала работать в колхозе «Мусоновский» бригадиром-полеводом. В 1935 году по путевке комсомола была направлена на курсы трактористов в деревне Тарасовы, где были созданы две группы учащихся. В нашей группе было шесть женщин, я среди них, пожалуй, самая юная – едва стукнуло девятнадцать. В другой группе женщин и девушек побольше – двенадцать человек.
В мае 1936 года учеба закончилась, и все мы получили права 2-й категории, позволяющие работать на тракторе марки «ЧТЗ». Практически сразу же меня приняли трактористом в бригаду № 1 Оричевской МТС, которая работала на землях быстрицкого колхоза «Земледелец». На лугах этого хозяйства мне и довелось провести первую в своей механизаторской жизни борозду. Случилось это 10 июля 1936 года.
Бригада, в которую меня зачислили, состояла из шести гусеничных тракторов. Мы поднимали залежные земли и работали посменно. Мой напарник по состоянию здоровья не мог работать ночью, поэтому мне все время приходилось выходить в ночные смены. Уставала, конечно, здорово, но предложи мне кто-нибудь тогда перейти на другую работу, ни за что бы не согласилась. Хотя и трудно приходилось, но счастливей меня, наверное, никого не было. Так мне тогда казалось. Работе отдавалась вся без остатка, а это приносило какое-то душевное удовлетворение. В сезон на тракторе «ЧТЗ» с напарником выработали 2075 гектаров мягкой пахоты и заняли первое место среди соревнующихся механизаторов. За перевыполнение норм, бережное отношение к технике вынесли нам благодарность и вручили ценные подарки.
1936 год стал годом становления Оричевской МТС. Она обзавелась своей мастерской, оборудованной в селе Спасо-Талице. Появился первый опыт работы у механизаторов. Окрепли деловые отношения с колхозами. И хотя первый рабочий сезон длился всего четыре месяца (с июня 1936 года), общий годовой план коллектив станции выполнил на 63,4%.
Последующие довоенные годы примечательны дальнейшим укреплением материально-технической базы МТС. Была построена новая ремонтная мастерская в Оричах. В дополнение к имеющимся станция получила 3 зерновых комбайна, 7 сложных молотилок, 10 сеялок, 20 болотных плугов, 12 косилок, 20 дисковых борон и другие машины. Тракторный парк в переводе на 15-сильные тракторы составил 50 единиц. Через курсы, которые возглавлял Иван Дмитриевич Трапицын, значительно добавилось число механизаторов. В 1940 году общая численность бригадиров тракторных бригад, трактористов и их помощников составила 87 человек, а рабочих по обслуживанию машин и механизмов – до 30 человек.
С началом Великой Отечественной войны значительная часть тракторов и автомобилей, работников МТС была мобилизована на фронт. Промышленность в силу ее перевода на военные нужды прекратила выпуск тракторов, уменьшила поставку селу сельхозмашин, удобрений, горючего. В 1942 – 1943 годах Оричевская МТС располагала всего 18 – 19 тракторами в переводе на 15-сильные. И хотя каждый из них, если не случалось серьезной поломки, использовался в две смены, т.е. работал круглосуточно, плановые задания для коллектива станции зачастую оказывались не по силам. При этом некоторые механизаторы нередко не только выполняли, но и перевыполняли установленные нормы.
Сохранился снимок кировского фотокорреспондента Л. Шишкина с пометкой на обороте: «1943 год. Оричевская МТС. Тракторист Николай Зубарев и плугарь Аркаша Жолобов первыми в районе закончили весновспашку и приступили к подъему паров на полях Королевского колхоза».
Короткую эту информацию дополняет заметка в оричевской «районке» от 16 мая 1943 года: «Тракторист Зубарев Н.Н. Шалеговского отряда на тракторе СТЗ № 25 ежедневно вспахивает от 4 до 6 и более гектаров при норме 3,9 гектара. Работает он второй сезон, хорошо освоил трактор и оказывает помощь молодой курсантке Вычугжаниной Н.П., работающей на этом же тракторе во вторую смену. В результате она 11 мая вспахала 6,1 гектара».
Еще одна информация из районной газеты: «Николай Иванович Вылегжанин, тракторист Оричевской МТС, выполнивший задание на 147%, сэкономивший 400 кг горючего, за самоотверженный труд на уборке урожая награжден Почетной грамотой райкома ВКП(б) и райисполкома 25 августа 1944 года».
В годы Великой Отечественной войны Оричевскую МТС возглавляли Зорин Василий Филимонович (1937 – 1943 гг.) и Целищев Афанасий Прокопьевич (1944 – 1947 гг.). В сложных условиях военного времени оба сумели организовать достаточно результативную работу коллектива. После войны на этом посту работали Буткин Анатолий Александрович (1947 – 1952 гг.) и Битколов Ян Гильванович (1954 – 1958 гг.). Под их руководством коллектив станции не только восстановил довоенный уровень обслуживания колхозов района, но и по многим показателям превзошел его. Уже в 1947 году станция выполнила план весновспашки на 110%, культивации – на 195%, сева – на 37%. Отличились тракторные бригады И.А. Бехтерева и А.Ф. Цепелева, трактористы Н.И. Вылегжанин и А.М. Бехтерев.
В последующие годы перечень и объемы оказываемых колхозам услуг заметно увеличились. Это стало возможным благодаря растущему числу техники, запчастей, удобрений, горючего, которые выделялись станции государством. К началу 1958 года в распоряжении Оричевской и Коршикской (создана в 1951 году) машинно-тракторных станций имелось 324 трактора в 15-сильном исчислении и 108 комбайнов.
В отчетном докладе Оричевского райисполкома за 1956 – 1958 годы отмечалось, что рост машинно-тракторного парка значительно повысил уровень механизации сельского хозяйства. По яровому севу он составляет 65,9%, подъему паров – 100%, озимому севу 97%, уборке – 64%. Обе МТС располагают хорошими кадрами. Трактористы Н.К. Овчинников и В.Ф. Багаев выработали на своем «ДТ-54» 1960 га в переводе на мягкую пахоту. Комбайнер А.И. Кокорин убрал комбайном 400 га зерновых, его коллега А.С. Кадесников – 302 га.
В середине 1958 года машинно-тракторные станции прекратили свое существование, но память о них сохраняется и теперь. Уже упоминавшийся Д.А. Савиных отзывался о работе МТС так:
– МТС при мелких колхозах обирала нас довольно здорово, но мы бегали за тракторами и молотилками, чтобы поскорее провести работу. Сам, будучи бригадиром, а потом председателем в Бехтерях, бывало, ставил бутылку, чтобы тракторист попахал ночью, подготовил почву. То же и с молотилкой.
Отсюда ясно, что при всех издержках нашего бытия машинно-тракторные станции сыграли положительную роль в механизации сельскохозяйственного производства, а их работники по праву заслуживают признательности потомков.
Продолжение следует…

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

91 − = 90