Благовестник. Кто в храм под Новый год?

Приближается Новый год и следующие за праздником продолжительные выходные. Не секрет, что для многих эти дни превратятся в затянувшееся застолье и просмотр всевозможных шоу, «голубых огоньков» по телевизору. Чтобы понять, отчего в современном мире Новый год возведен в культ, почему для нецерковных людей праздник стал чуть ли не самым главным, необходимо увидеть его историю.
До Петра I и церковный, и гражданский календари в России начинались с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер, и приходился на Святки – дни после Рождества Христова (имеется в виду католическое рождество – 25 декабря). И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.
После революции 1917 года проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского принят Григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и делать ли это вообще?
Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем более что Рождество Христово у нас всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать Новому году такое первостепенное, порой просто мистическое значение.
Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал. Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить ели уже в 1935 году.
Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира.
Полностью отрицать Новый год, как делают это некоторые крайне строгие православные, замечая в нем лишь бесовские и богомерзкие явления, и видеть в его праздновании один грех, нельзя. Не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Ведь кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьей и молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, а кто-то проведет новогоднюю ночь в телеалкогольном угаре.
Протоиерей Николай Смирнов, настоятель Спасского храма с. Спас-Талица

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 1

Advertise Here
Рейтинг@Mail.ru