Оричевская старина в пересказе старожилов

НА СНИМКЕ: сотрудники терапевтического отделения, третья справа в первом ряду Т.И. Комарова, 1949 год.

НА СНИМКЕ: двухэтажное здание первой районной больницы.

Уважаемые читатели! мы Продолжаем публиковать очерки историка и краеведа района Семена Ивановича Четверикова из сборника «Оричевская старина в пересказе старожилов».

Трудное становление районной больницы
В год образования Оричевского района на его территории имелось 619 населенных пунктов и 55,8 тыс. жителей. По линии здравоохранения их обслуживали 6 медицинских учреждений, в том числе Посадская больница на 16 коек, Коршикский врачебный пункт, Истобенский, Камешницкий и Спасо-Талицкий фельдшерско-акушерские пункты, а также Адышевский фельдшерский пункт. И хотя трудились здесь в основном знающие, опытные и ответственные специалисты, состояние народного здравоохранения в районе во многом не отвечало потребностям населения.
Решение этой застарелой проблемы руководство района начало с открытия Коршикской больницы. Она начала действовать 18 апреля 1930 года на базе одноименного врачебного пункта. В результате общее число больничных коек в районе удвоилось и достигло 32. К началу 1932 года открылись Решетниковский и Быстрицкий, в 1933-м – Марадыковский и Пищальский медпункты. Всего, таким образом, стало 10 учреждений здравоохранения со штатом 5 врачей, 14 фельдшеров, 4 акушерки и 3 медсестры.
При всех положительных сдвигах проблема коренного улучшения медицинского обслуживания оричан не была решена. Сказывались неукомплектованность кадрами действующих медучреждений и отсутствие районной больницы.
Строительство больницы в Оричах удалось начать только в 1932 году. Местом для нее была выбрана живописная поляна в перелеске за железной дорогой, против вокзала. К августу 1934-го, когда исполком райсовета в очередной раз обсуждал вопрос о ходе строительства запланированных объектов в райцентре, выяснилось, что на трех из них – школе, ветлечебнице и больнице – работы чуть теплятся. Инспектор комхоза С.М. Пашкин оправдывался слабым финансированием, нехваткой материалов и рабочей силы. Довод, видимо, имел под собой основания: инспектор С.М. Пашкин и зав. райфо А.Н. Разуваев отделались предупреждением с обязательством закончить возведение фасада больницы к 1 октября текущего года.
В начале ноября 1935-го состояние здравоохранения в Оричевском районе проверяла бригада Кировского крайисполкома. Итоги проверки были обсуждены на совещании работников районного здравоохранения в Оричах. Принимая прозвучавшую от проверяющих критику, оричане, тем не менее, делали упор на слабое финансирование строящихся и действующих объектов. Об этом говорили зав. Посадской больницей Н.А. Смирницкий и зав. Оричевской больницей А.М. Фишкин. Собравшиеся настояли записать в постановление пункты о выделении крайисполкомом дополнительных средств на оборудование районной больницы и действующих медучреждений.
Получив финансовое подкрепление, райисполком постановил «закончить строительство главного корпуса больницы с необходимыми хозяйственными постройками к 1 октября 1936 года с тем, чтобы к этому сроку полностью подготовить стационарное лечение на 35 коек». Поздней осенью того же 1936-го на очередной сессии райсовета предрик А.Ф. Осокин доложил депутатам о сдаче больницы в число действующих.
Его преемник С.И. Ворожцов, отчитываясь в 1939 году, говорил уже о расширении больницы до 45 коек, о постройке при больнице 4-квартирного дома, кухни и прачечной. В более поздних документах сообщается об открытии в больнице хирургического, инфекционного и других отделений, о постройке отдельного здания амбулатории, о создании рентгеновского и физиотерапевтического кабинетов, о приобретении электрокардиографа и другого оборудования.
Таким образом, в силу тогдашних условий и возможностей Оричевская районная больница строилась и оснащалась не одномоментно, а поэтапно, при разных руководителях. В памяти оричан и, прежде всего, ветеранов районного здравоохранения остаются заведующие (главврачи) той первой, деревянной больницы – Николай Аполлинарьевич Смирницкий, Мария Ильинична Лыткина, Василий Андреевич Монахов, Георгий Семенович Брызгалов, Анатолий Александрович Смирнов. В этой же больнице много лет возглавляла терапевтическое отделение Татьяна Ивановна Комарова, Заслуженный врач РСФСР, депутат Верховного Совета СССР. Первая в Оричах больница служила людям более 40 лет и оставила о себе самую добрую память.

Зримая память о первом председателе
В 2019 году исполнилось 130 лет со дня рождения Александра Елисеевича Помаскина, одного из организаторов и первого председателя колхоза имени Кирова, первоначально ТОЗа с названием «Луч», созданного в деревне Помаскины Спасской волости в 1918-м. Нашему герою к тому времени исполнилось 29 лет, и биография его уже тогда привлекала внимание.
Родился он 28 ноября 1889 года в обычной крестьянской семье в упомянутой уже деревне Помаскины. Успешно закончил Истобенское двухклассное, а затем и Вятское ремесленное училище. Принимал участие в революции 1905 года, за что был арестован и более года провел в камере Вятского тюремного замка. В ноябре 1911-го призван на военную службу с зачислением в первый Балтийский флотский экипаж в Кронштадте. Затем снова с отличием закончил машинную школу и произведен в унтер-офицеры.
«За отлично-усердную и особо ревностную службу и труды, понесенные по обстоятельствам военного времени» приказом командующего флотом награжден в 1915 году серебряной медалью «За усердие» и георгиевской медалью 4 степени «За выдающееся мужество и хладнокровие во время боя с неприятелем». Активно участвовал в революционных событиях 1917 года на Балтийском флоте, избирался членом Центробалта. В марте 1818-го после демобилизации вернулся на родину.
Трудно сказать, что подвигло бывшего моряка на создание сельхозартели в условиях начинающейся гражданской войны, но он отдался новому делу со всей присущей ему энергией и страстью. Вклад его в организацию и развитие ТОЗа, который скоро трансформировался в коммуну «Луч», а далее в колхоз имени Кирова, очень высоко оценивали современники и бывшие подчиненные. Дочь одного из первых коммунаров Наталья Петровна Помаскина свидетельствует:
«Все полевые работы делали вручную. Трудились очень дружно. Потом Александр Елисеевич достал машины – жнейку, косилку, сеялку, грабли. Молотилку сделал с конным приводом. На всех машинах учил, как надо ими пользоваться. Что ломалось, исправлял, работая в кузнице.
Александр Елисеевич сумел достать зерно ржи под названием «Вятка». Какой громадный урожай давало это зерно! 1921 год был голодным, а у нас, в коммуне, не было голода. Были полные сусеки зерна. Еще заслуга Александра Елисеевича в том, что он организовал ясли летом, чтобы освободить женщин для работы в коммуне. Он и молодежь за собой вел. Организовал художественную самодеятельность, постановку спектаклей».
А.Е. Помаскин умер сравнительно молодым. «Другого дела у него не было. Всего себя вложил в колхоз без остатка!» – так поясняет причину преждевременной смерти еще одна его современница Валентина Ивановна Крысова.
В 2018 году коллектив колхоза имени Кирова отметил столетие своего существования. На торжественном собрании и в книге, изданной по случаю юбилея, не раз прозвучало имя организатора и первого председателя старейшего не только в районе, но и в Кировской области хозяйства. Не так уж много найдется людей, о которых самыми добрыми словами отзываются потомки спустя столетие.
Продолжение следует…

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =