Из блокадного кольца

НА СНИМКЕ: дочки Клавдии Тихоновны (слева направо) Тамара, Маргарита и Клавдия.

Недавно в редакцию пришла Татьяна Степановна Князева – дочка Сокольниковой Клавдии Сергеевны, и рассказала о нелегком детстве матери, ведь та – ребенок блокады. Клаве было три года, когда фашисты взяли в кольцо Ленинград.
Она росла творческой личностью, скорее всего, именно вера в лучшее и материнская любовь вселили в душу мир без войны, где все спокойно. Клава рисовала города и портреты, это занятие приносило ей радость. Кстати, а ее родная сестра Тамара некогда обучалась в Вагановском училище и принимала участие в детских хореографических спектаклях в театре оперы и балета им. Кирова. Но в один день ее жизнь оборвалась. Девочка выступала в сыром платье, после чего заболела и скончалась от воспаления легких. Но это не единственная потеря, которую пришлось пережить семье.
Папу Смирнова Сергея Васильевича призвали на фронт в 1941 году, где практически сразу он был убит на Синявинских болотах, именно там проходили наиболее ожесточенные боевые действия. Только накануне Победы близкие получили похоронку.
Пока отец защищал Родину, мама Клавдия Тихоновна воспитывала трех дочек: Маргариту, Тамару и Клавдию. Работала она в генеральном штабе по хозяйственной части и помогала Советской армии защищать родной город (рыла оборонительные окопы на подступах к Ленинграду, тушила и сбрасывала фугаски с крыш). Женщина входила в состав группы по обороне, а ее верным напарником был десятилетний мальчишка, который наравне со взрослыми делал все для скорейшей победы.
В один из сложных, голодных блокадных зимних дней в их квартиру ворвались мародеры. Клавдия Тихоновна спасла девочек, она закрыла их всем теплым, что было в доме, прижала к себе со словами к обидчикам: «Берите все, только детей не трогайте!».
Похитители забрали все ценное, но оставили семью в живых. Не взяли лишь бархатный мешочек на груди матери, где хранились семейные ценности – червонное золото, серьги, цепочки. Именно это помогало не умереть с голода, сдавали драгоценности и получали тушенку. Банку с мясом растягивали практически на месяц, ели по ложке в день. Зачастую в пищу шли голуби, птицы замерзали на лету и становились обычной едой для ленинградцев.
Обстановка на улицах осажденного города была серой и мрачной, изможденные солдаты падали в голодный обморок, вставали и шли воевать дальше. На войне все были в равных условиях, помогали друг другу. Всех людей объединяла не только общая беда, но и вера в Победу.
Виктория ОСМЕХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + = 16