Не так страшен ЕГЭ, или Как мы историю сдавали

В субботу, 29 февраля арбажане, как и жители всех муниципальных образований Кировской области, приняли участие во Всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» на базе пункта приёма экзаменов. В Год памяти и славы родители выпускников 11 классов, а также приглашённые представители органов власти, средств массовой информации, общественные деятели смогли проверить свои знания по истории.

Акция призвана помочь выпускникам и их родителям снять лишнее напряжение, связанное с подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Целью пришедших в этот день в среднюю школу пгт Арбаж было «примерить на себя» процедуру его сдачи.

Что знали о ЕГЭ мы, взрослые? Как правило, то, что сообщалось в средствах массовой информации и то, что рассказывали об этой процедуре прошедшие через неё, к примеру, бывшие выпускники.

Лично у меня о «монстре под названием ЕГЭ» были вполне определённые представления. О довольно жёстких условиях проведения (металлоискатели, видеокамеры, тотальный контроль, как где-то прочитала: «только автоматчиков по периметру школы не хватало») просто легенды ходят. А определение уровня знаний с помощью тестов (в моём представлении, ответы на которые предполагали «плюсы» и «минусы», «галочки», грубо говоря, «да», «нет», «не знаю») вообще наводило на мысль о том, что уровень знаний современных школьников, относительно их советских сверстников, определённо катится по наклонной вниз.

Чем мы отличались от выпускников, сдающих экзамен? Мы тоже пришли на пункт приёма со вполне определённой целью, осознанно. Среди нас не было тех, кто боялся «опозориться перед общественностью», так как мы реально понимали, что знаем совсем немного: определённый запас знаний, приобретённый более двух – трёх десятилетий назад, имелся. Времени на «самообразование» у взрослых было всего пара дней, а не несколько учебных лет под эгидой педагога-специалиста, как у детей. У каждого из нас была своя «система подготовки»: кто-то попрактиковался в прохождении аналогичных тестов на компьютере, кто-то прочитал параграфы учебника о Великой Отечественной. Лично я – посмотрела хронологию событий войны и даты основных сражений.

Конечно, некоторый уровень волнения, что вполне естественно, присутствовал. Но он был, несомненно, ниже, чем у будущих выпускников: мы понимали, что итоговые баллы за работу никоим образом не могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь (разве только захочется через самообразование подкорректировать знания по истории).

Итак, по порядку о процедуре ЕГЭ.

При входе в школу нас встретил один из организаторов, состоялась регистрация прибывших. Затем руководитель пункта приёма экзаменов сообщил о целях проведения акции и ответил на все вопросы, которые у нас возникли.

Сдав телефоны и личные вещи в места хранения, прошли через металлодетектор. Процедура несложная, однако, некоторое оживление и смущение в наши ряды внесла реакция прибора на клёпки джинсов. Кажется, мелочь, но…

И вот с гелиевыми ручками и паспортами в руках мы стоим в пункте приёма экзаменов. Организатор называет наши фамилии и номера мест, которые предстоит занять в аудитории. Размещаемся за партами.

Могу сказать, что до этого момента процедура проведения ЕГЭ для меня не была новой: в качестве корреспондента приходилось не раз участвовать в ней. Надо сказать, что и у родителей выпускников особых эмоций она не вызвала: все понимали необходимость проводимых мероприятий, а также то, что для объективности результатов все экзаменуемые должны находится в равных условиях.

В аудитории нас ждал ещё один инструктаж. Всё чётко и понятно.

Из запломбированного пакета, на наших глазах, извлекается диск с записями комплектов экзаменационных материалов. Пожалуй, слишком долгой всем показалась процедура ожидания их распечатывания на принтере для каждого участника акции, хотя для нашей (всего из 13 человек!) аудитории, понятно, были предложены сокращённые варианты экзаменационных работ.

Получив комплекты, приступаем к заполнению бланков под инструкции организатора в аудитории.

Конечно, для тех, кто столкнулся с ними (бланками) впервые, оно вызывало больше вопросов, чем у подготовленных к этому школьников. Как оказалось, имевшиеся у нас стереотипы сыграли против нас. Лично мне, человеку с более чем тридцатилетним опытом беглого печатания от руки, пришлось потрудиться над элементарным – рекомендуемым написанием печатных букв: в моих фамилии, имени и отчестве, как оказалось, много «А» (не «а») и «Е» (не «е»). Потеряв на этом время, застопорилась с заполнением следующего пункта бланка, пришлось призвать на помощь организатора. Кто-то «споткнулся» о написание серии и номера паспорта в разных местах.

И – вот оно, наконец! – ознакомление с содержанием заданий и их выполнение.

Сразу скажу, что те, кто рассчитывал увидеть вопросы, относящиеся только к периоду Великой Отечественной войны, просчитались: задания касались всей истории России, от древней до современной. Справедливости ради замечу, что один вопрос всё-таки касался блокады Ленинграда.

Первая часть контрольно-измерительных материалов, состоящая для нас из девяти заданий, однозначно, всеми была признана более лёгкой. Самым простым для участников акции, наверное, был вопрос о восстановлении хронологии событий. Среди прочих, разглядывая карту древней Руси, мы пытались определить время и факты, которые отражены на ней, установить имя русского князя-полководца. Выясняли события, относящиеся к периоду, изображённому на почтовой марке. Даже на этом этапе, как выяснилось позже, при обсуждении, не обошлось без метода «научного тыка».

А вот вторая часть ЕГЭ по истории поразила наше воображение. Здесь нужно не только знать исторические факты, уметь оперировать ими и анализировать события, но и важно чётко и аргументированно изложить свою позицию на бумаге.

К примеру, для нас, сдававших экзамены в конце 1980-х – начале 1990-х, подзабывших за давностью изучения материала о конкретных фактах, оказалось достаточно сложным подобрать аргументы и контраргументы (в пользу и противовес) к предложенному суждению о значении эпохи правления Петра I для дальнейшего развития России.

Апогеем наших стараний стало завершающее задание – написание исторического сочинения. Из предложенных на выбор трёх эпох в истории Российского государства нужно было выбрать одну, определить её название, привести не менее двух исторических событий, относящихся к этому времени, двух исторических деятелей с их конкретным вкладом, кроме того, установить причинно-следственные связи между событиями периода, и так далее.

За десять минут до завершения часа, отведённого для ответов на экзаменационные вопросы, в аудитории не осталось ни одного экзаменовавшегося. Человеку, от природы не умеющему соображать быстро, даже мне хватило времени, чтобы испытать себя на прочность и попытаться выполнить все задания.

Из аудитории мы выходили с разными эмоциями, но с единым мнением: «Не так страшен ЕГЭ, как о нём рассказывают». Говорим об этом с уверенностью, так как проверили процедуру сдачи единого государственного экзамена на себе.

Многие организационные моменты этого мероприятия излишне преувеличены теми, кто не знаком с процедурой, не испытывал её на себе. Зная материал, серьёзно готовясь к экзамену (а именно так и поступают те, кто выбрал этот предмет для сдачи!) вполне реально в спокойной рабочей атмосфере справиться с заданиями.

Могу сказать, что моё мнение о «монстре ЕГЭ» претерпело значительные изменения. Организационные мероприятия прошли быстро и довольно легко, не оставив за собой впечатления нервозности, тотального контроля, когда «шаг влево – шаг вправо считаются побегом». Видеонаблюдение, вероятно, напрягает только тех, кто планирует каким-то образом отойти от установленных правил. Дисциплина в аудитории железная, но так оно, на мой взгляд, и должно быть!

Как показала действительность, простой зубрёжкой дат и событий для решения экзаменационных заданий не обойтись! И в этом кардинальное отличие ЕГЭ от сдачи экзамена по истории, скажем, в советский период, где достаточно было пересказать параграф учебника с «единственно верной» точкой зрения на событие. Сейчас от участников ЕГЭ необходимо умение размышлять, анализировать и делать умозаключения, основываясь на фактах. А потому в моих глазах рейтинг выпускника, сдавшего ЕГЭ по истории, поднялся значительно.

Участники акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» пришли к единому мнению: «Было интересно и полезно!».

– Все этапы процедуры нами соблюдены, – говорит руководитель пункта приёма экзаменов С.В.  Воронцова. – Экзамен прошёл в штатном режиме. Родители – участники акции не были сторонними наблюдателями процесса. Они познакомились не только с процедурой, но и с контрольно-измерительными материалами по истории, попробовали выполнить задания. Этот опыт поможет им самим справиться с волнением и соответственно настроить детей при сдаче ЕГЭ.

От души желаем успехов четырём будущим выпускникам средних школ района, которым предстоит сдавать в этом году ЕГЭ по истории!

Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

34 + = 42