Двигаться по пути к совершенствованию

С 1 января 2019 года в России началась реализация национального проекта «Образование». Ключевыми задачами его являются обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию четырёх основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Достижение результатов планируется к 2025 году через претворение в жизнь девяти федеральных проектов и одной федеральной программы.

О том, как реализуется нацпроект «Образование», наш разговор с директором средней школы пгт Арбаж – опорной школы района и руководителем образовательного кластера Е.В. Филатовой.

???  Елена Васильевна, в рамках федерального проекта «Современная школа» поставлены задачи не только повышения читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся, но и обновления материально-технической базы школ, внедрение обновлённых программ и так далее. Какие подвижки в этих направлениях деятельности произошли за прошедший год?

– В рамках проекта «Современная школа» в 2019 году опорная школа получила интерактивный комплект оборудования на два учебных кабинета. Оборудован кабинет для проведения вебинаров, видеоконференций, дистанционного образования.

На нашей базе к 1 сентября 2020 года планируется открытие Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». На данный момент из областного бюджета выделены 200 тысяч рублей на ремонт двух кабинетов для размещения Центра: проектной деятельности и учебного (для проведения уроков информатики, технологии, ОБЖ).

??? Как обстоят дела с созданием безбарьерной среды и внедрением инклюзивного образования?

Одним из приоритетных направлений государственной политики в настоящее время является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, цель которого заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия возможностей.

В 2019 – 2020 учебном году в школе обучается 14 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них сформирован класс коррекции из восьми обучающихся. Для успешного их обучения и развития нами разработана модель формирования индивидуального образовательного пространства.

Все дети обучаются по адаптированной программе, получают двухразовое бесплатное питание, приобретаются специальные учебники.

 

??? Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности – одна из ключевых задач нацпроекта. Каким образом школа работает над выявлением, поддержкой и развитием способностей и талантов детей и молодёжи?

– Мы реализуем Программу «Одарённые дети». В опорной школе проводятся диагностика и выявление одарённости; разрабатывается контрольный и тестовой материалы для одарённых учащихся; организуется участие одарённых детей в олимпиадах, конкурсах, творческих проектах всех уровней; успехи и достижения одарённых учащихся рекламируются с целью их дальнейшей мотивации к творческой деятельности.

Школьники имеют возможность посещения курсов по выбору и элективных курсов в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей).

Наши ученики стали победителями и призёрами на муниципальном и областном этапах в предметных олимпиадах, которые прошли по всем учебным предметам в течение учебного года.

Кроме того, результатами нашей работы, считаю, стали достижения учеников на конкурсах декоративно-прикладного творчества, изобразительного искусства, интеллектуальных и спортивных состязаниях муниципального, окружного, регионального и Всероссийского уровней. Они отмечены среди победителей и призёров.

С каждым годом увеличивается количество учащихся, принимающих участие в дистанционных конкурсах для талантливых, высоко мотивированных детей. Так, среди призёров областного этапа Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок – языкознание для всех» и регионального этапа игры-конкурса «Астра – природоведение для всех» семеро наших обучающихся.

Обучающиеся посещают кружки и секции по интересам Дома творчества пгт Арбаж, РЦ КиД.

??? Какие детские общественные объединения действуют в школе?

– В нашей школе действуют самостоятельная организация детей и взрослых на основе интереса, романтики, общего коллективного дела во внеурочное время «Страна Детства» и военно-патриотический клуб «Витязь».

«Страна Детства» создана для роста активности, самостоятельности, трудолюбия, честности детей, чтобы научить их работать в коллективе, уважать историю и культуру своего народа, заботиться о чести своей организации, готовить себе смену.

Во главе школьного самоуправления стоит президент, избранный тайным голосованием на выборах. В детской организации действует правительство, оно состоит из министерств и мэров. Три республики: «Бригантина» – 1 – 4 классы, «Радуга» – 5 – 7 классы, «Синяя птица» – 8 – 11 классы, каждая из которых имеет свой девиз.

В состав Совета старшеклассников входят президент школы, мэры городов 8 – 11 классов. Заседания проводятся не реже одного раза в триместр.

Ещё одно детское объединение – военно-патриотический клуб «Витязь». На базе его создан и работает поисковый отряд «Гранит». Материалы о нём регулярно публикуются на страницах газеты.

 

??? Успешность человека в жизни – результат правильно выбранной профессии. Одной из задач федерального проекта «Успех каждого ребёнка» является ранняя профориентация. Знаю, что у нас проводится работа в этом направлении. Расскажите поподробнее.

– Новой формой работы, как для детей, так и для педагогов, стало сотрудничество с областными ресурсными центрами: Вятским техническим лицеем, Кировским экономико-правовым лицеем (КЭПЛ), Вятской гуманитарной гимназией, Кировским лицеем естественных наук. Проводились вебинары-консультации по сложным вопросам физики и обществознания в форме дистанционного обучения.

С сентября по декабрь обучающиеся 8 – 11 классов в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» принимали участие в цикле открытых онлайн-уроков «Проектория». Данный проект направлен на раннюю профориентацию детей.

Обучающиеся 8, 9, 10 классов в количестве 50 человек участвовали в профтурах. Они побывали в кировских средних специальных учебных заведениях: сельскохозяйственном техникуме, медицинском колледже, многопрофильном техникуме, государственном колледже строительства, экономики и права филиале Московского государственного университета геодезии и картографии, педагогическом колледже, а также в вятских электромашиностроительном техникуме и колледже профессиональных технологий, управления и сервиса.

Профтуры были организованы в марте, мае и октябре.

В этом году мы продолжили сотрудничество с экономико-правовым лицеем. С 1 сентября восемь обучающихся 11 класса зачислены в профильный ресурсный центр КЭПЛ. Еженедельно проходят дистанционные занятия.

В октябре ребята участвовали в очной сессии по двум направлениям: экономика и обществознание. Занятия проходят как дистанционно, так и через участие в очных сессиях. Ребятам очень понравилась поездка на осеннюю очную сессию. Дни были построены насыщенно и ярко, они не только получили новые знания, но и обрели новые знакомства. Были предусмотрены экскурсии, ребята побывали в музеях, космическом центре. Поездка полностью оправдала ожидания детей. Эта работа продолжится в 2020-м.

Со следующего учебного года планируем открыть универсальный профильный 10 класс.

??? Успешный ребёнок – здоровый ребёнок. Что предпринимается для полноценного отдыха и оздоровления детей, в том числе находящихся в сложной жизненной ситуации?

– Традиционно на базе школы в течение 18 дней проводится летний оздоровительный лагерь, где могут отдохнуть и поправить здоровье сто учащихся, в том числе дети из группы риска. В его программу входят не только познавательно-развлекательные мероприятия по разным направлениям воспитательной работы, но и цикл мероприятий по оздоровлению, в том числе организуется и полноценное питание.

В ноябре 2019 года, в дни каникул, на базе школы работал лагерь для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Его мы проводили совместно с Арбажским отделением «Межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Котельничском районе».

 

??? Один из федеральных проектов, осуществляемых в рамках нацпроекта «Образование», касается поддержки семей, имеющих детей. Каким образом педагогическое сообщество района работает в этом направлении?

– В рамках проекта «Помощь семьям, имеющим детей» в декабре прошлого года на общешкольном родительском собрании до всех родителей была доведена информация о том, что педагог школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья пгт Арбаж Надежда Анатольевна Авилова прошла курсы повышения квалификации, и теперь она имеет право оказывать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) детей. Обратиться к ней могут не только родители, но и граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

??? В средствах массовой информации в последнее время много говорят о «Цифровой образовательной среде». Что предполагает и как реализуется этот федеральный проект?

– Школа обеспечена высокоскоростным интернетом.

В рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в сентябре 2019 года мы получили оборудование через министерство образования Кировской области для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды, которое уже используется педагогами и обучающимися. Этой новостью мы делились на страницах газеты.

С 1 сентября 2019 года в нашей школе внедрён электронный журнал.

??? Внедрение инноваций невозможно без постоянного профессионального совершенствования педагогических работников. «Учитель будущего» – каков он? Как повышают свою квалификацию педагоги средней школы пгт Арбаж?

– К педагогам будущего профессиональный стандарт предъявляет достаточно высокие требования, причём не только в плане профессиональной компетенции. Учитель обязан постоянно самосовершенствоваться, быть образцом для ученика.

На данный момент в нашей школе 15 педагогов прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию, 10 – на первую. Четверо пока не аттестованы в связи с тем, что занимают педагогические должности менее трёх лет.

Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой помощи, по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог». Кроме того, шестеро прослушали курсы по преподаваемым предметам, по двое – курсы по работе с новым оборудованием «Цифровая образовательная среда – новые компетентности педагогов» и «Молодой педагог», одна – «Организатор внеклассной работы».

Наши учителя активно принимают участие в профессиональных конкурсах, о чём мы тоже сообщаем через газету.

Кроме того, средняя школа пгт Арбаж является опорной для образовательных организаций района, центром образовательного кластера. На нашей базе уже несколько лет работает инновационная площадка (проводятся семинары. мастер-классы, встречи со специалистами Института развития образования и т.д.), что тоже способствует профессиональному росту педагогов.

??? Конечный «продукт» отрасли «Образование» – социально активная личность. Что предпринимается для внедрения целевой модели наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства)?

– Формирование социальной активности и гражданской позиции – важнейшая задача современного образования. Она реализуется через активное включение личности в преобразовательное взаимодействие со средой.

В нашем случае это инициативы детей в рамках «Страны Детства», других общественных организаций. Мы активно взаимодействуем с учреждениями культуры, Сретенским храмом пгт Арбаж, образовательными организациями района.

Своих волонтёров у нас нет, а в сфере содействия развитию добровольческого движения мы сотрудничаем с отделом культуры, молодёжной политики и спорта.

БеседовалаНаталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 2 =