Дорогами войны

НА СНИМКЕ: Тимофей Петрович Щекотов.

Воспоминания о Великой Отечественной войне своего деда Щекотова Т.П. передала в редакцию его внучка, жительница д. Воронье Верхошижемского района Г.Н. Арафаилова.
Тимофей Петрович родился в 1904 году в д. Силюги Коршикского сельсовета Оричевского района.
Войну закончил в звании старшего сержанта. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кенигсберга». Награды известны не все.
«На фронт я был взят 1 сентября 1941 года. Из Оричей нас отправили в г. Ижевск. В сентябре натянули палатки на земле, наломали веток вместо матрасов, вот тут и жили. А потом учились и работали: для зимы бараки строили, копали котлованы, закрывали их дерном.
1 февраля 1942 года нас стали формировать в маршевую роту. Мы угадали в минометную батарею 544-й стрелковый полк 182 дивизии, нас стали продвигать к фронту, на Мурманск, а потом через пролив на корабле на Кольский полуостров. Погода была очень холодная, пройти нужно 60 км до передовой. Дорога тяжелая. Это было 8 мая 1942 года. Наша дивизия шла на смену другой части. Когда прошли 40 км, поднялся сильный ураган. Навалило столько снега, что встал весь транспорт. Построек здесь никаких не было. И вот, где машина встала, из-под снега даже плохо просматривалась кабина. Лошадей выпрягли, и их всех завалило. Продуктов нет. Люди стали замерзать, без памяти бежали во все стороны, падали и замерзали. Стали резать лошадей и кормить людей. Народ весь истощал, на 50 процентов поймала бойцов куриная слепота. Тогда дали приказ на месяц на отдых в тыл.
Уехали на станцию Волхово за 600 км, пробыли там месяц – и обратно. Заняли огневые точки и держали оборону около города Петсамо (ныне Печенга). По ночам разбивали дзоты противника и батареи. За что нас наградили медалями «За оборону Советского Заполярья».
Когда немцы «нажимали» на Сталинград, нас стали перебрасывать туда. Доехали до Москвы, тут остановились и стояли на колесах 18 суток.
Потом, когда наши войска окружили Сталинград, нас бросили на Украину, на Северный Донец. Не до-
ехали 100 км до фронта, как налетели два фашистских самолета. Паровоз вывели из строя, убили 150 человек. Ехать нельзя, продвигались пешком мелкими группами. Немцы узнали, что у артиллерии снарядов нет, пошли в атаку, нам пришлось отступить на другой берег Донца.
Ночью противник закрепился на высоте, обстрел у него хороший. Он переправиться не дал, засек нашу батарею и из трех батарей начал бить. Мы на плотах форсировали Донец, прорвали оборону и двинулись на Днепропетровск. Гнали немцев до Днепра. Реку форсировать с ходу не удалось. На этом берегу взяли город Приднепровск. Жители, встречая нас, плакали. Днепропетровск был недалеко, и видно было, как враг взрывал заводы, согнал людей мирных на мосту через Днепр. Когда наши стали напирать, немцы взорвали его вместе с людьми, а кто не шел на мост, тех расстреливали…
Когда переправочные средства были готовы, мы переправились в темноте и заняли город Днепропетровск. Тут уже немец, когда отходил, сжигал деревни дотла.
У станции Апостолово осенью дорога была – глина по колено. Противник на машинах застрял. Наши самолеты налетели и сожгли их автомобили. Пришлось врагу удирать пешком.
После освобождения Украины нас перебросили в Белоруссию. Взяли Барановичи, Слуцк и, где у немцев было сильное укрепление – на Бобруйском направлении, Красная Армия сосредоточила много танков, орудий. Противник укрепился на высоких местах, а наши части были около болота. Выкопали рвы, а там полно воды, укрыться трудно. Артподготовка длилась два часа. Все было уложено снарядами, и противник отступил. Все у него было заминировано, к тому же взорван мост. В одном месте проехала наша батарея: 8 повозок, наша была 9-я. И вот у меня ездовой наехал правым передним колесом на мину. Повозку подняло вверх. Выбросило и миномет, а он тянет 280 кг. У одной лошади оторвало ползада, а другую не задело. Все вещи развалило по лугам. Ездового убило.
На немецкую землю мы ступили, зайдя из Литвы. Видели, как сдавался Берлин: были вывешены белые флаги, наши конвоиры вели по улицам немецких солдат. Поехали преследовать врага и за Берлин. Только выехали на окраину и обнаружили склад с вином. В аккурат подъехал командир полка. Он говорит: «Хорошее все грузите на машины, это пригодится для праздника».
После 9 мая мы доехали до местечка Саксония, оттуда до Бреста шли пешком 1200 километров. Шли 40 дней. В Бресте пришлось сдать свое боевое оружие – миномет, который я получал еще в Красноуфимске».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 73 = 80