Два друга – одна судьба

Когда начинала подготовку к написанию этого материала, всё, что знала о каждом из его будущих героев, умещалось в шести строчках «Книги Памяти по Кировской области». Постепенно, накапливая материал с помощью жительницы д. Гулины С.Н. Федяевой и открытых источников, поражалась тому, что узнавала о мужестве и героизме солдат, простых вятских парней, вставших на защиту Родины от фашизма, выживавших в нечеловеческих условиях, самоотверженно сражавшихся в так называемом Демянском котле.

Токмянины из Токмаков

Сегодня мой рассказ о воинских буднях двух однодеревенцев, уроженцев деревни Токмаки Кисляковского сельсовета с очень похожими судьбами.

Афанасий Иванович Токмянин и Илья Андреевич Токмянин одногодки, оба родились в 1922 году. Дружили, вместе бегали по деревенским улицам. Девятнадцатилетними одновременно призваны на фронт в сентябре 1941 года.

В архивных источниках сохранилась очень скудная информация о наших земляках. Из документов объединённой базы данных стало известно, что оба они воевали в первой манёвренной воздушно-десантной бригаде (1 МВДБр). Их боевой путь достоин того, чтобы о нём знали. Чтобы помнили, какой ценой досталась Победа.

Манёвренные воздушно-десантные бригады не входили в состав других подразделений, они являлись частями фронтового подчинения.

На страницах Всемирной паутины отыскалась информация о том, что 1-я манёвренная воздушно-десантная бригада была сформирована по комсомольской мобилизации в сентябре 1941 года в г. Зуевка Кировской области и состояла из 2600 человек, не считая поддержки спецподразделений, в том числе 850 комсомольцев, преимущественно жителей нашего региона. От себя замечу, что в числе первых по призыву комсомола на фронт уходили самые идейные молодые люди, свято верившие в победу над злом и не жалевшие своих жизней во благо Родины.

Место службы – 1 МВДБр

Приведу цитаты из материала Е. Дужинской, В. Злоказова и В. Комлева «1-я МВДБр в Демянской операции 1942 года», найденного на просторах Всемирной паутины.

«Командиром бригады назначен подполковник Н.Е. Тарасов. Основой командного состава являлись офицеры 204 и 211 ВДБ.

Будущие десантники долгие осенние месяцы 1941 года на глубоко тыловой станции Зуевка постигали науку манёвренной войны. Учёба проходила в интенсивном режиме с изучением различных видов оружия, с боевыми стрельбами. Солдат обучали парашютному делу, умению ориентироваться на местности, ходить по азимуту, регулярно выполнялись лыжные маршевые броски».

Как стало известно, наши земляки несли службу во 2-м парашютно-десантном батальоне. В обнаруженной «Ведомости выдачи денежно-вещевого довольствия 1 МВДБр» указано место службы красноармейца Афанасия Ивановича Токмянина – минрота. Илья Андреевич Токмянин был рядовым 4 роты.

С января 1942 года 1 МВДБр находилась в составе Московского военного округа в г. Москва, а затем дислоцировалась на станции Монино Московской области. Обстановка на полях сражений потребовала того, чтобы в феврале 1942 года 1 МВДБр была отправлена на Северо-Западный фронт.

Как раз в это время «советские войска окружили в Демянском районе Новгородской области части 16-й армии вермахта, создав «Демянский котёл», в кольце которого (диаметром около 100 км), находились вражеские дивизии. Выполнение десантной операции, целями которой было нарушить тыловую инфраструктуру окружённой группировки немцев и перерезать пути снабжение немецких частей, было возложено на 1-ю и 2-ю манёвренные воздушно-десантные бригады и 204 воздушно-десантную бригаду».

В Демянский котёл

«5 марта 1942 года эшелонами на автомашинах из деревни Выползово 1-я МВДБр начала выдвижение к линии фронта и сосредоточилась в районе урочищ Гривка и Веретейки.

Уже 5 и 6 марта бригада подверглась бомбардировке противником с воздуха, появились первые потери: 19 человек убито, 26 ранено.

В ночь с 7 на 8 марта бригада пересекла линию фронта на лыжах и начала выдвижение в заданный район. Чтобы не быть обнаруженными, лыжники двигались в ночное время. Впереди шли разведчики. Боеприпасы, миномёты, военное снаряжение тащили на волокушах по снегу, преодолевая препятствия.

Леса Новгородчины – это густые дебри и буреломы, перекрывающие путь на многие десятки, а то и сотни метров. Обойти их трудно даже днём, а ночью практически невозможно.

Положение лыжников осложнялось сильными ночными морозами до 25 – 30 градусов. Днём проявляли себя мартовские оттепели. Большой бедой явились тяжёлые обморожения. Дневные оттепели приводили к тому, что обмундирование намокало, ночью температура опускалась до минус 25 градусов. На 17 марта, к примеру, число убитых и раненых составило 248 человек, а количество обмороженных – 349 человек. Высокий процент составили тяжёлые, приводящие к гангрене, обморожения.

Но десантники не складывали оружия. Несмотря на все трудности, батальоны бригады вели боевую работу: нападали на колонны немцев, минировали дороги, взрывали мосты, уничтожали патрульные группы врага.

За месяц действий в тылу фашистов они прошли на лыжах не меньше 500 километров, и всё это время спали в лесу».

Несгибаемые

Мужеством и героизмом десантников были поражены даже враги. Командир Кировского поискового отряда «Ветеран» В.А. Комлев приводит на основании изучения документов немецких архивов следующие факты.

«Судя по донесениям хвалёной немецкой дивизии СС «Мёртвая голова», в начале Великой Отечественной войны не знавшей поражений во французской и польской кампаниях, проблемы у неё начались в боях под Демянском. Дивизия СС начала нести серьёзные потери, столкнувшись в боях с десантниками Первой манёвренной. Выжившие эсэсовцы отмечали, что так, как воевала Красная армия, не воюет никто в других странах…»

Из открытых источников стало известно, что 1-я МВДБр, дислоцировавшаяся на болоте Невий Мох, в начале второй декады марта 1942 года испытывала серьёзные проблемы со снабжением продовольствием. Ежедневные шифрограммы в центр с 11 по 14 марта твердили: «дайте продовольствие, голодные», «вышли в район сброса груза, продовольствия нет», «дайте что-нибудь из продовольствия, погибаем».

При этом голодные и обмороженные солдаты не были уничтожены морально. Вот только несколько эпизодов, говорящих об их стойкости и героизме.

«14 марта десантники, действуя под Демянском, захватили деревню Малое Опуево. Гарнизон 1-й МВДБр, численностью в 30 бойцов, запер в соседней деревне более 300 эсэсовцев дивизии «Мёртвая голова».

Целый месяц три десятка десантников терзали эсэсовцев. Ежедневно немцы отправляли в штаб радиограммы о том, что не могут себя разблокировать, поскольку все атаки разведгрупп СС бывают отбиты…

В один из периодов операции под Демянском немецкая разведка обнаружила на окраине болота около сотни тяжелораненых десантников, которые не могли передвигаться, поскольку были сильно обморожены. Утром командир одной из немецких дивизий отдал приказ подразделениям двух немецких дивизий атаковать этот лагерь и уничтожить. В приказе подчёркивалось, что выполнить эту задачу не представляет никакой сложности, т.к. все советские бойцы в лагере не ходячие и не имеют возможности сопротивляться.

Буквально каждые два часа в немецкий штаб поступали донесения о том, что, как ни странно, но они вынуждены вести бой с десантниками, и ничего не могут сделать. А к вечеру поступило сообщение, о том, что фашисты с тяжёлыми потерями вынуждены были отойти.

В течение трёх дней непрерывных боёв держались наши солдаты. Фашисты несли потери, и только через три дня сумели сломить сопротивление десант-ников и взять в плен одного из них.

Немцы очень удивлялись стойкости наших раненых бойцов – с тяжёлыми ранениями, обморожениями, без еды, на морозе, а столько неприятностей они доставили врагу».

25 марта фашистам удалось прорваться к окружённым войскам, создав так называемый «Рамушевский коридор». В Демянский котёл стали поступать свежие немецкие подразделения. Против десантников были брошены специальные ударные батальоны, разведгруппы и егерские команды, финские лыжные группы, которые были превосходными специалистами по ведению войны в условиях зимнего леса и отличались большой жестокостью по отношению к пленным.

26 марта 1-я МВДБр, перекрыв дороги, по которым противник мог доставить подкрепление, нанесла удар по крупному населённому пункту Старое Тарасово. Это было одно из жесточайших сражений, в котором обе стороны понесли немалые потери. Была захвачена большая часть посёлка, но с рассветом немцы подтянули бронетехнику, подключились артиллерия и авиация противника. Силы были явно не равные.

На прорыв

Подбирая раненых, десантники отступили. Прорваться через линию фронта с ними было невозможно. Все раненые, не способные самостоятельно передвигаться, были отправлены на болото Гладкое, где была устроена взлётно-посадочная полоса. Таким образом, в глухом лесу, на окраине болота образовался лагерь раненых и обмороженных числом около двухсот человек. Их планировалось постепенно эвакуировать, но эти планы не были осуществлены.

По согласованию с командованием Северо-Западного фронта бригада двинулась на юг к месту предполагаемого прорыва. К этому времени обстановка с питанием становилась всё хуже, личный состав голодал. Валенки изорвались, маскировочные халаты пришли в негодность, стало трудно скрываться от авиации противника.

Первая попытка прорыва была совершена 28 марта в районе д. Чёрная. Противник встретил наступающих десантников плотным огнём из блиндажей. Понеся большие потери, они отступили. На следующий день, 29 марта, были сделаны ещё две попытки прорыва: восточнее д. Корнева и у д. Лунева. Ни одна из них не увенчалась успехом…

Навеки в земле Новгородской

Участвуя в Демянской десантной операции в тылу окружённой немецкой группировки в марте – апреле 1942 года, 1-я МВДБр понесла большие потери. По некоторым данным, от трёх тысяч десантников осталось порядка семи сотен.

На вятскую землю одна за другой летели похоронки.

Сначала родным Афанасия Ивановича Токмянина стало известно о том, что он пропал без вести. В их сердцах ещё оставалась надежда. Позже было уточнено, что солдат погиб в бою 15 марта 1942 года в районе д. Старое Тарасово Демянского района Новгородской области. Однако, в «Списке потерь 1 МВДБр» датой его смерти обозначено 29 марта 1942 года.

По данным родственников, связь с Ильёй Андреевичем Токмяниным оборвалась 27 февраля 1942 года. Возможно, этой датой было отмечено последнее его письмо на родину. В «Списке потерь 1 МВДБр» указано: убит в бою 29 марта 1942 года в районе д. Чёрная Демянского района.

Разделяло места последних сражений земляков-вятичей всего каких-то восемь-десять километров Новгородской земли!

Уроженцы нашего района перенесли на себе все тяготы воинов, сражавшихся на территории Демянского котла, оккупированного врагом. Они погибли в один день, спустя всего шесть месяцев после призыва на фронт.

В июне 1942 года изрядно потрёпанные и обескровленные 1-я и 2-я манёвренные воздушно-десантные бригады были возвращены с Северо-Западного фронта в Московский военный округ.

Память

С тех пор прошло почти восемь десятков лет. События и герои войны не забыты.

На братских могилах на Новгородчине, где захоронены останки наших земляков, стоят обелиски.

В документальной повести «Тревоги без отбоя» М.Я. Толкача увековечены воспоминания участников событий о героических действиях парашютистов 1-й Манёвренной воздушно-десантной бригады в тылу врага в марте-апреле 1942 года.

Подвигу десантников 1-й МВДБр посвящена экспозиция музея боевой славы в школе №2 г. Кирово-Чепецка.

В память о героических земляках, которые пали в боях с фашистами в Демянском котле, в г.  Зуевка, откуда начала свой путь 1-я Манёвренная воздушно-десантная бригада, в 2013 году была установлена стела в виде красного знамени с надписью «1 МВДБР». На одной из семи мемориальных плит рядом с нею фамилии наших земляков, уроженцев Арбажского района.

На память родным и близким Токмяниных из Токмаков осталась лишь фотография. На ней два юноши, у которых война отняла будущее.

Подготовила

Наталья ЗЕВАХИНА,

на основе материалов из открытых источников и предоставленных

С. Федяевой

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 52 = 61