Вернувшиеся из небытия

Мы как-то привыкли считать, что тяжёлые новости родным о воинах, защищавших Родину от немецко-фашистских захватчиков, почтальоны приносили в извещениях (похоронках).

Оказывается, это не всегда было так. Особенно в тех случаях, когда солдат первоначально считался пропавшим без вести. Работа над уточнением списков потерь активно велась в послевоенное время, они неоднократно пополнялись сведениями.

Как-то раз, когда я готовила к публикации один из материалов о земляках – участниках Великой Отечественной войны, на глаза мне попался именной список военнослужащих рядового и сержантского состава, связь с которыми прекратилась в период Великой Отечественной войны. Он был составлен по Арбажскому райвоенкомату Кировской области на 1 апреля 1947 года. Обычный документ. Необычным для меня оказалось приложение к нему-то, что подтверждало потери. Это свидетельства очевидцев гибели воинов. Последняя ниточка, связывающая солдата, павшего в бою, с домом и его родными на арбажской земле.

Документы эти имеют весьма особенный вид. Это редко письма или нечто, похожее на справку, в большинстве своём свидетельские показания, они написаны буквально на клочках бумаги.

Для начала предлагаю вашему вниманию несколько писем односельчан павших героев.

Вот письмо Матрёне Николаевне, жене некоего Григория Семёновича, по-видимому, земляка погибшего воина, датированное 24 октября 1941 года. «Осколком мне ранили правую руку и левую ногу. Но раны не очень опасны. Начинают заживать. Сначала меня положили в Волховстрое в госпиталь, я там находился трое суток, а потом нас перевезли в город Свердловск. Сейчас мы лежим в Свердловском госпитале, я стал поправляться. Раны мои стали заживать понемногу, скоро поправимся.

Со мной был товарищ, которого убили 27 сентября – Шишкин Дмитрий Ильич».

Дмитрий Ильич Шишкин, красноармеец, стрелок, уроженец д. Шишкины Сорвижского с/с, призван Арбажским РВК 19 июля 1941 года, жена – Екатерина Александровна, проживавшая в д. Хмелёвка Корминского с/с. Связь с бойцом потеряна 9 сентября 1941 года.

А вот просмотренное военной цензурой письмо от фронтового товарища солдата из д. Печенеги Корминского сельсовета, датированное 16 июля 1944 года, в ответ на письмо жены фронтовика: «Добрый день, Анна Лазаревна. С приветом к Вам известный Вам Сергей Егорович. И посылаю, Анна Лазаревна, твоим детям нижайшее почтение. Я получил Ваше письмо, на которое спешу сообщить… Да, Анна Лазаревна, Ваше дело в жизни не так приятно, верно что положение не так хорошо. Но Вы просили, Анна Лазаревна, меня, чтоб я помог Вам на счёт похоронок. Но я Вам в своём письме скажу, то, что наша часть, в которой мы были с Вашим супругом, она уже отправлена. Я уже как год не имею переписки, так что она где-то в другом месте. Поэтому я Вам помочь не могу, но я вам скажу, что Вам была послана похоронка. Ищите её в районе или же в сельсовете. Добивайтесь… Просите в Арбажском райвоенкомате похоронную, она должна быть! И то, Анна, когда он помер, верно. Я, когда повёз в больницу, взял документы его, но Андрей помер, и тогда у меня взяли все его документы, но я спрашивал капитана Гордеева, он мне говорил, что похоронная послана».

Андрей Трифонович  Козлов, красноармеец, стрелок, беспартийный, 1900 года рождения, уроженец д. Козлы Корминского с/с, призван на фронт Арбажским РВК 1 мая 1942 года, жена – Анна Лазаревна, проживавшая в д. Печенеги. Связь с воином потеряна 3 июня 1942 года, с г. Подольск. Пометка, сделанная от руки: «Пропал без вести (дата не читается)».

Ещё одно письмо от 20 сентября 1941 года. «Добрый день, здравствуйте, тятя и жена Тая, затем Оля и Петя, и все мои дети: Маня, Нина и сын мой Тольчик. Шлю свой сердечный привет и всем своим колхозникам и ещё кланяюсь мамаше, Ивану Р., Шуре Иван., затем Василию Р., Антониде М. и всем ихним детям.

Во-первых, хочу сообщить о своей жизни. Из Ленинграда мы уехали 19 августа, жили в лагерях до 3-го сентября, потом уехали на фронт и сейчас на фронте. Участвовали в боях с 14 сентября по 20 сентября, ну, пока остался жив и здоров. Ребят знакомых осталось мало, некоторых побило, которые отстали от части и с Сорвижского с/с никого нет, ну, из района есть.

Как выехали из Ленинграда, шлю вам первое письмо. И его писал в окопах, всё хотел дождать определённый адрес части. Адреса нет ввиду перехода с места на место. Вот что и хочу сообщить, больше писать нечего.

Скажите Чешуиным, у них убили Ивана Александровича Чешуина 18 сентября утром. Пока, до свидания.

Остаюсь жив и здоров. Хорошего вам желаю в вашей жизни».

Как обращение и к ныне живущим, читаем в завершении письма: «Живите дружней, ваша жизнь хорошая, вы ни в чём не тревожны, не видите никаких угроз и гонений, не как жители фронта. Ребёнков учите и, Тая, начитывай им, чтобы они слушались учительницу и учились хорошо, и сами собой не ссорились. Скажи, Тая: «Тятька велел слушаться всей семьёй». Это Мане и Нине».

Иван Александрович Чешуин, красноармеец, стрелок, 1910 года рождения, уроженец д. Чугичи Корминского с/с, призван на фронт Арбажским РВК 1 августа 1941 года, убит 18 сентября 1941 года, жена – Чешуина Анисья Антоновна, проживавшая в д. Чугичи. Связь с солдатом прервана с сентября 1941 года.

А вот другие документы, на основании которых воины были признаны убитыми.

Треугольник письма, свёрнутый из части разлинованной страницы. Там, где адрес, написано: «Арбажский район, Сорвижский сельсовет, д. Мысы. Председателю колхоза». «Сообщите родным Видякина Николая (который кончил советскую фельдшерскую школу), что он убит в 1941 году в августе месяце. Я получила письмо на райздравотдел одного молодого человека, и он велел сообщить его родным. Он его и схоронил сам.

Прошу сообщить его родным.

С товарищеским приветом Е. Редькина, с. Арбаж, райздрав-отдел».

Николай Александрович Видякин, 1920 года рождения, фельдшер, призван 13 декабря 1939 года, пропал без вести, убит 18 августа 1941 года, мать – Видякина Анна Сергеевна, проживавшая в д. Мысы. Связь с солдатом оборвалась 16 мая 1941 года.

Единственное, пожалуй, из просмотренных мной документов приложения, официальное извещение на Александра Фадеевича Шестакова (на снимке внизу) выслано его жене Афанасии Михайловне и матери Шестаковой Феклиньи Ивановне: «Считаю своим большевистским долгом уведомить Вас, что Ваш муж героически погиб при исполнении служебных обязанностей 23 сентября 1944 года. При сём высылаем Вам фотокарточки – 6 экземпляров.

Старшина подразделения Степанов. 5 октября 1944 года».

Александр Фадеевич Шестаков, красноармеец, стрелок, 1899 года рождения, уроженец д. Тарасы Шембетского сельсовета, призван в декабре 1941 года, мать – Феклинья Ивановна, проживавшая в д. Ерохи Сорвижского сельсовета. Связь утеряна в сентябре 1944 года.

А вот заверенное свидетельское показание: «Гражданин Суслов Григорий Макарович, д. Журавли Корминского сельсовета, рождённый в 1904 году – погиб в 1941-м 2-го декабря в Смоленской области, дер. Теребильно.

Подтверждаю: Русаков Сергей Дмитриевич.

К сему (подпись Русакова).

Заверяю: председатель Корминского сельсовета (Новиков). 25.03.1947 г.».

Суслов  Григорий Макарович, красноармеец, специальность не известна, 1904 года рождения, призван Арбажским РВК 30 августа 1941 года, жена, Варвара Даниловна, проживавшая в д. Журавли, писем от него не получала.

Этот листок-документ вырван из Трудовой книжки вполне конкретного человека, чьи имя, фамилия и отчество на украинском языке указаны в соответствующей графе. Лист перевёрнут. Простым карандашом беглая надпись: «Вынужден Вам сообщить, что товарищ Жгулёв Андрей Кузьмич в должности старший сержант, 1911 года рождения, погиб геройскою смертью в бою 14 сентября 1943 года против немецких захватчиков.

1 сентября был выписан из госпиталя после первого ранения, полученного… возле реки Десны. Вечная память.

Писал Костин Фёдор Кузьмич Курской области Конышевского района д. Жигалово по Вашему затребованию… 22 сентября 1943 года».

Андрей Кузьмич Жгулёв, младший сержант, командир отделения, беспартийный, 1911 года рождения из д. Чулки Арбажского сельсовета, призван 14 июля 1941 года, убит 14 сентября 1943 года, жена – Жгулёва Анна Павловна, проживавшая в д. Чулки. Связь с бойцом утеряна с августа 1943 года.

Следующий документ написан на четвертинке газетной полосы (на снимке вверху).

«Копия. Талон на 8 руб.40 коп.

От кого: 4ппг.

Адрес: 10-я полевая почтовая станция ппг № 4.

Высылаем деньги от красноармейца Кислицына Демида Ивановича. Был тяжело ранен, а впоследствии скончался. А по этому п/отделением вручить семье по принадлежности.

Начальник финчасти – подпись неразборчива.

19 января 1942 года.

Правильность копии с талона заверяет председатель Чистопольского с/с (подпись). 27 июля 1942 года».

Демид Иванович Кислицын, красноармеец, стрелок, 1907 года рождения, уроженец д. Красное Чистопольского сельсовета, призван Арбажским РВК 17 августа 1941 года, умер от ран 19 января 1942 года, жена – Кислицына Афанасия Гавриловна, проживавшая в д. Красное, связь утеряна с 27 декабря 1941 года.

«Справка. Дана настоящая от Кошкина Ивана Емельяновича, что Елсуков Василий Лаврентьевич действительно был со мной в одной части во 2 батальоне 848 полка 267 дивизии старшим поваром. 13 января 1943 года в Воронежской области в местечке Новомарковка по сведениям старшины боепитания Елсуков Василий Лаврентьевич погиб от мины на расстоянии двух километров от передовой.

В чём и подписуюсь. К сему – Кошкин».

Василий Лаврентьевич Елсуков, красноармеец, старший повар, 1902 года рождения, уроженец д. Елсуки Шараницкого сельсовета, призван Арбажским РВК 1 сентября 1941 года. Жена – Елсукова Ефросинья Митрофановна, проживала в д. Елсуки. Связь прервана с января 1943 года.

Девять документов. Девять наших земляков, которые призваны на фронт в самом начале войны, когда советские войска, неся огромные потери, отступали под натиском фашистской орды… Страшно даже подумать о том, в какие переделки они попали сразу, оторвавшись от мирного крестьянского труда. Только благодаря свидетельствам очевидцев эти воины перешли из разряда «без вести пропавших» в разряд «погибших».

А сколько ещё безвестных, тех, которым повезло меньше, кто пропал на фронтах Великой Отечественной, о ком родственники не знают ничего? Немало.

Они живы в сердцах родных и знакомых, которых, к сожалению, становится всё меньше.

Со страниц газеты ещё раз хочу обратиться к землякам: ищите своих солдат, тех, благодаря которым мы живы. Чтобы последующие поколения тоже помнили о тех, кто ценой собственной жизни подарил миру мир.

Наталья ЗЕВАХИНА.

При подготовке материала

использованы материалы сайта «Память народа».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

76 − 67 =