Ветеран приехал на родину

На снимке: после возложения цветов к памятнику погибшим воинам села Спас-Талица И.М. Ершова, А.А. Вылегжанин, Н.Н. Захарова, В.Ф. Пономарев.

Около полугода назад, когда начал собирать материалы для книги о селе Спас-Талица к его 375-летию, познакомился с этим человеком.
Встреча состоялась в квартире обычной «хрущевки» на окраине Кирова. Пытливый взгляд ясных голубых глаз, крепкое рукопожатие.
– Вылегжанин Александр Александрович, – представился хозяин. – Что именно Вас интересует?
И начался разговор, он оказался долгим и очень интересным. Собеседник подробно рассказывал о запомнившихся ему событиях, происходивших на его малой родине, на полях сражений Великой Отечественной войны, о людях, с кем довелось общаться… Говорил легко, свободно, без труда вспоминая факты, даты… Я едва поспевал записывать, удивляясь про себя хорошей памяти этого человека, поскольку знал, что Александр Александрович родился в Спас-Талице в 1922 году, стало быть, ему уже девяносто семь лет!
Потом были еще встречи и новые впечатления. Я узнал, что ветеран после смерти супруги уже много лет живет один, сам ведет хозяйство, без особого напряжения поднимается к себе на пятый этаж, по два раза в неделю ездит на общественном транспорте в офис «своей» партии, дежурит там на телефоне, выполняет разные общественные дела. Иногда его встречает-провожает, оказывает другую помощь племянница Нина Николаевна Захарова, тоже уроженка Спас-Талицы.
В один из июльских дней последовал звонок от Александра Александровича:
– Собираемся на мою родину, не желаешь присоединиться?
Конечно, я пожелал.
И вот мы в Спас-Талице. Александр Александрович то и дело просит остановить машину, рассказывает, поясняет:
– Это место раньше называлось «Водохлебальный конец». Вода по весне с холма здесь бурно текла, даже дома подтапливала, мужики не вытерпели – отвод в речку прокопали… Вон там – взмах рукой – была так называемая Егошиха, в другом месте Миллионщики, тоже названия не случайные… Здесь наш дом стоял, его построили из материалов разобранной мельницы, а там, за церковью, весной строили большую горку, и детишки, и взрослые катались – весело было!..
– А вот наш дом, – вступает в разговор Нина Николаевна Захарова, – правда, я уже в нем не жила, приезжала в гости к отцу – Николаю Александровичу Вылегжанину.
У здания администрации сельского поселения нас встречает ее глава Ирина Михайловна Ершова. Проходим в сквер, в центре которого памятник погибшим воинам. Солдат в плащ-палатке с автоматом, на заднем барельефе – группа воинов атакует врага, по краям плиты с именами погибших фронтовиков-таличан. Вся композиция выдержана в сурово строгом стиле, настраивает на торжественный лад.
– Памятник реставрирован и обновлен к юбилею Победы, – поясняет Ирина Михайловна, – большую работу провели представители Кировского предприятия ООО «Триада-плюс» под руководством А.Ю. Дудникова.
Ветеран Великой Отечественной войны Александр Александрович Вылегжанин возлагает цветы.
В 1940 году его, выпускника Оричевской средней школы, труженика колхоза «Красная Талица», призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Начинал службу пограничником «у высоких берегов Амура». В 1942-м всю дивизию после переформирования на Урале направили на фронт. Пограничник стал артиллеристом. Под Ельцом, на Курской дуге, в других местах бил фашистов из «сорокапятки» – пушки самого малого калибра, которая стреляла по врагу непосредственно из последнего рубежа обороны прямой наводкой. Калибр-то малый, а весу в пушечке шестьсот килограммов, и килограммы эти солдаты на лямках тащили, когда было нужно, по оврагам-буеракам, через топи-болота… Лошадей использовали только при дальних переходах. С боями дошел до Варшавы. Был ранен, контужен, лечился в госпиталях, имеет награды… Все как у большинства советских солдат. «Ничего выдающегося я не совершал, – всегда в разговорах подчеркивает фронтовик, – выполнял работу, тяжелую, кровавую, грязную, но необходимую, и если бы мы делали ее плохо – не победили бы в этой войне».


Конечно, побывали на кладбище. Здесь целый пантеон Вылегжаниных и их близких родственников.
– Нас на селе прозвали Лоцманами, – говорит Александр Александрович, – и не случайно, мой дед Александр Иванович, отец Александр Александрович
каждую весну, как и многие истобяне, таличане уходили на дальние реки. Нанимались кто бурлаками, кто матросами, а кто и, как мои предки, в совершенстве овладевали «речным ремеслом». И дед, и отец мои действительно служили лоцманами на Иртыше, Оби. Помню, отец привозил рыбу, да не окуней или щук, их и в Вятке полно, – осетров, белуг. А мама моя Мария Григорьевна всю жизнь крестьянствовала, в «Красной Талице» работала заведующей фермой. Сестры Валентина и Клавдия тоже начинали в колхозе, как и младший брат Николай, он до конца дней здесь прожил. А вот средний Геннадий посвятил свою жизнь армии, до генерала дослужился! Когда вышел в отставку, часто сюда, на родину, приезжал, любил в огороде копаться, земляки его даже прозвали «крестьянским генералом».


Были еще воспоминания, разговоры… Александр Александрович отметил как похорошело, обновилось село, замечательно, что таличане чтут память предков, хорошо, что выходит книга о Спас-Талице – подарок к юбилею старинного вятского села.
В. Пономарев, г. Киров, член Союза писателей России

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + = 4