Рябинушка. Подполковник с душой поэта

На снимке: Геннадий Николаевич Киверин.

Сегодня я хочу рассказать о нашем земляке, которого оричане хорошо знают, но некоторые, возможно, сделают для себя открытие, увидев его в новом ракурсе. А кому посчастливилось трудиться под его началом, с большим уважением отзываются о нем и с ностальгией вспоминают то время — ставшие далекими 70-е, начало 80-х лет прошлого века, когда он был начальником Оричевского РОВД, а потом на общественных началах 20 лет возглавлял совет ветеранов РОВД. Многие догадались, что речь идет о Геннадии Николаевиче Киверине.

О том, что он писал и сейчас иногда пишет стихи, фельетоны, знают немногие. Я тоже предположить не могла, встречая в поселке этого всегда подтянутого, приятного, улыбчивого человека. Но случилось так – мне подсказали, что у него изданы 2 книги: стихов и воспоминаний. Созвонились и вот уже беседуем с Геннадием Николаевичем. Он увлеченно рассказывает, и сразу переносишься в то благословенное время. И вам, уважаемые читатели нашей любимой газеты «Искра», предлагаю совершить такое путешествие по книгам Геннадия Киверина «Воспоминания и размышления» и «Стихи», изданием которых занимался его племянник Николай Александрович Шаров. Автор говорит:
О малой родине: «Деревни Теремешки, в которой я родился, уже давно нет на карте Тужинского района Кировской области. Нет и людей, которые в ней жили, но я помню многое…»
О маме: «За свою честную работу в военные годы маму наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Такой медалью в колхозе имени Ворошилова наградили только двух колхозниц… На склоне лет (мне уже за 80!) еще раз благодарю судьбу, что меня родила, воспитала, дала образование моя мама, Киверина Таисья Петровна. Закончив семь классов, я не хотел дальше учиться, а пошел пасти скот у частников. Но когда пришло 1 сентября, мудрая мама сказала: «Иди, учись, а я допастушу», так я благодаря материнской любви, закончил среднюю школу и получил путевку в жизнь». Маме посвятил Геннадий Николаевич душевные строки:
Когда в сорок первом война грохотала,
Она встала в строй, заменивши отца,
Победу стране, как могла, приближала,
Испив чашу горя свою до конца…
Об отце: «Своего отца, Киверина Николая Семеновича, 1900 года рождения я не помню. Когда он умер, в 1939 году, я был еще мал. О нем, со слов матери, мне известно, что он для своего времени был грамотным, начитанным человеком. До болезни бессменно работал бригадиром в колхозе, будучи уже сильно больным, приходил в поле, интересовался работой колхозников. С инсультом он был помещен в Тужинскую районную больницу, где пролежал более месяца. Со слов матери, 12 октября 1939 года, перед смертью произошло «чудо»: отец правой парализованной рукой перекрестился и внятно произнес: «Господи, прости меня грешного», хотя до этого не мог говорить. Сказав это, он умер».
О войне: «Шла война, население голодало, многие подростки вынуждены были ходить по населенным пунктам и просить «милостыню», но нам с братом было стыдно это делать, и мы довольствовались, как говорится, чем Бог подаст. Собирали ягоды, грибы, ловили на реке Немдеж раков, рыбу. Рыбачили небольшим бредешком: его соткала на домашнем станке наша мама. Ткань была частая, и поэтому было трудно двигать бредень, особенно против течения воды… Однажды большая стрежевая щука, почуяв, что мы ее гоним к берегу, не стала ждать своего пленения, а прямо из воды выбросилась на песчаный берег. Мы, бросив бредень, пытались ухватить щуку за жабры, но не тут-то было: она больно укусила брата за палец. Вдвоем мы все-таки заставили щуку угомониться. Радости не было предела, так как ни до, ни после такого трофея нам больше не довелось ловить в Немдеже. Щука была в длину около метра. Подвесив ее на ремень за жабры, мы пошли домой. Брат нес щуку на плече, и ее хвост бил его по мальчишеским пяткам»
О брате: «Старший брат Алексей родился в 1934 году. С малых лет он обладал незаурядной силой – в 14 – 15 лет неоднократно поднимал двухпудовую гирю. Среди деревенских сверстников это считалось высшей похвалой. Это он спас меня, когда мне было 8 лет. У нашего дома росла высокая большая черемуха с очень сладкими ягодами. Однажды я залез на нее, но сорвался и стал падать вниз головой. В одну из ног вонзился сухой, острый, как нож, сук, и я повис на нем. От боли и страха дико закричал, на мое счастье, услышал брат. Благодаря его силе и ловкости я был снят с сучка и спасен.
После 7 классов мой брат поступил в железнодорожное училище, по окончанию которого был призван в ряды Советской Армии, где честно прослужил более 30 лет в должности старшины роты и звании старшего прапорщика. Он пользовался заслуженным авторитетом среди солдат и командира части, не зря солдаты называли его «Батей».
Мы были, брат, с тобой единой крови:
Ты стал военным, я — милиционер.
В полку считался ты отличным воином,
Солдатам всем показывал пример…
О Победе: «Я много читал о героизме бойцов Советской Армии в годы Великой Отечественной вой-
ны и был горд, что наша страна и ее армия разгромила фашистскую Германию и спасла мир от коричневой чумы. Так появилось стихотворение «Победа».
Мы помним суровые годы.
Коварен и злобен был враг.
Но с честью добились Свободы,
Подняв над Рейхстагом свой флаг.

Жестоко враги просчитались,
Надеясь легко победить,
На зверства, на подлость решались:
«Расстреливать всех! Не щадить!»
Страдал под пятою злодея,
Прекрасный Советский Народ.
Ни крови, ни сил не жалея.
Все вынес! Отчизне помог!
Россия — страна молодая,
Окрепла, поднялась вся ты,
Как туча, от края до края
В защиту свободной страны.
Поднялась в защиту свободы,
Рождая героев в бою!
Навечно запомнят «уроды»,
Могучую поступь твою!
Войдет в нашу память Матросов,
Гастелло в сердцах будет жить!
Кто бился на сопках, откосах,
Сумели страну защитить.
Родную Отчизну любил,
Товарищ и друг боевой.
Погиб, но врагу отомстил,
Шестнадцати лет Кошевой.
И девушка русская Зоя,
Вся в ранах и кровь на лице,
Врагу не сдается без боя:
«Победа! Ведь Сталин в Москве!»…
Стихотворение написано в 1956 году, автору было всего 19 лет. Чувствуется сколько военной романтики и настоящего патриотизма вложено в поэтические строки. А вот следующее стихотворение, написанное в то же время. Геннадий Николаевич помнит, как перед праздником 8 Марта читал в переполненном актовом зале железнодорожного училища и очень сильно волновался:
Стройки стоят – исполины!
Стой, оглянись, подивись!
Женщины, как и мужчины,
Строят счастливую жизнь.
Усталости в деле не знает,
Ставят ее нам в пример.
Строить завод помогает
Женщина – инженер.
Нивы цвести заставляет,
Любит колхозный простор,
Быстро хлеба убирает
Женщина – комбайнер.
Снег на равнинах растаял,
Воздух весенний лучист,
Трактор ведет – управляет
Женщина – тракторист…
Нового много расскажет,
Живо проводит урок,
Все и умеет, и может
Женщина – педагог.
С супругой своей, Лидией Григорьевной, учителем русского языка и литературы, отдавшей педагогическому труду 46 лет, они живут в любви и согласии много лет. О чем Геннадий Николаевич пишет уже в наши дни:
Мы с Лидой живем уже больше полвека,
А если точнее, без двух шестьдесят.
И эту прекрасную дату и веху
Мы с радостью будем всегда отмечать.
На нашем пути были праздники, будни,
Наш компас порой направленье менял,
Но мы устояли, хотя было трудно,
Ведь Ангел небесный наш брак охранял!
Прошли годы, выросли и возмужали сыновья, вращают землю уже подросшие внуки. А чувства: любовь, забота, взаимная поддержка не иссякли.
От всей души хочется поздравить Лидию Григорьевну и Геннадия Николаевича Кивериных с 58-летием семейной жизни и пожелать этой красивой супружеской паре любви, счастья и долголетия!
А оричан приглашаю за книгами, которые автор подарил библиотеке, за что мы ему очень благодарны.
Г. Замятина, зав. отделом обслуживания ЦРБ им. Л. Ишутиновой

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

66 − 62 =