Благовестник. Святыне Пищалья исполняется 200 лет

НА СНИМКЕ: храм Троицы Живоначальной села Пищалье.

Нашими прародителями по зову сердца и жару души, глубокой вере христианской, любви и благодарности ко Господу в 1800 году было решено построить большой каменный храм.
История малой родины – села Пищалье Орловского уезда – тесно связана с историей села Истобенска и его Свято-Троицким мужским монастырем, возникшим около 1625 года. Монастырскими крестьянами, нашими предками, заселялись эти земли. Шли годы, приход прирастал новыми деревнями и людьми. После закрытия монастыря в 1795 году, крестьяне пищальской округи были преобразованы в разряд государственных.
Храм построили
В 1820 году церковь была построена. Храм засиял строгими, лаконичными, даже суровыми, архитектурными формами. Выбеленный снаружи, он упирался крестами в небо, соединяя любовь земную и небесную. Колокольня в 19 сажен стала видна отовсюду. Село и округа наполнялись великолепным благовестом колокольного звона.
Борьба с религией
С принятием ВЦИК декрета об изъятии церковных ценностей началась масштабная общероссийская кампания конфискации под предлогом помощи голодающим. 20 марта 1922 года Комиссией из представителей Орловского Уисполкома сделана выемка церковных ценностей из Троицкой церкви с. Пищалья, при каковой присутствовали священник, представитель церковного Совета и понятые. Изъяты серебряные изделия, в том числе 5 крестов, кадило и ризницы Александра Невского и Сергия Радонежского. Никакого сопротивления оказано не было, все понимали, что надо спасать людей от голодной смерти.
И это только начало борьбы с религией, верующими, священнослужителями, монашеством. Уже закрывают и разрушают храмы, а лишение избирательных прав, непосильные налоги, отнятие имущества за неуплату – станет обычной практикой.
10 сентября 1924 года закрыт приписной к Троицкой церкви, Николаевский храм Покровско-Богородицкой женской общины (монастыря), послушницы разогнаны. Быстро найдено применение монастырскому имуществу.
В эти годы советской властью неоднократно поднимался и обсуждался вопрос о закрытии церкви с. Пищалья, как источника слабых темпов развития сельского хозяйства, коллективизации. 1928 – 1930 гг. новый виток богоборчества – снятие колоколов для «нужд индустриализации».
22 сентября 1929-го на заседании Пищальского сельсовета обсуждали вопрос о значении церкви с. Пищалья и попутно о снятии колоколов с последней, по случаю повреждения храма молнией. Говорили о необходимости создания технической комиссии по осмотру церкви, для выявления угрожающей опасности от повреждения молнией. Но, милостью Божией, и в этот раз все обошлось, храм удар молнии пережил, колокола остались на своем месте.
Новое изобретение власти по закрытию церквей, предъявление требований, порой совершенно нелепых: о срочном ремонте только что построенных зданий, замене или покраске кровли, огромных налогов, страховых платежей… Подобные требования были предъявлены Оричевским райисполкомом церковному совету села Пищалья в феврале 1931 года. Наши родные, церковный совет во главе со старостой И.И. Березиным снова встали на защиту храма, написали жалобу в центр: «Страховая оценка церковного имущества – 215 200 руб., налог начислен в размере 1475 руб. и вслед последовало извещение на уплату налога на строения вместе с земельным – 3471 руб. Оба налога нами были уплачены с большими затруднениями посредством займа». Личное обращение в Москву во Всероссийский ЦИК помогло, получили ответ, что налоги должны быть уменьшены.
В 1932 году церковный совет снова пишет в Москву: «Сельсовет требует сделать окраску крыши храма, которая окрашена нами еще только 5 лет тому назад. Взять зеленой краски и олифы негде. Просим разрешить отсрочку на один год».
В эти трудные для страны и церкви годы в с. Пищалье сменилось несколько священников. Арефьеве Куклиной – члену совета, отправиться в Ленинград к о. Сергию (Дружинину) епископу Нарвскому, чтобы он командировал «правильного» священника.
И все-таки в 1936 году церковь закрыта. Здание использовалось как склад для зерна, но недолго.
«Здание передать колхозу»
Великая Отечественная война внесла коррективы в политику партии и правительства в отношении религии. Хлопоты вновь созданного церковно-приходского совета во главе с о. Михаилом (Стефановым), церковным старостой Алексеем Алексеевичем Коршуновым завершились успехом, в 1942 году наш храм вновь открыт. У тех, кто еще помнит о. Михаила, самые добрые воспоминания: «добрый, отзывчивый, умный, очень теплый человек».
Период правления Н.С. Хрущева часто называют «оттепелью»: были выпущены на свободу политические заключенные, построено много жилья, осваивали космос. Вместе с тем, с именем Хрущева связаны и организация самой жесткой в послевоенный период антирелигиозной кампании.
15 августа 1960 года прошло расширенное заседание правления и парткома колхоза «Нива» Пищальского сельсовета в присутствии 96 человек. Обсудили, что при наличии «89 населенных пунктов и 2575 человек – членов колхоза (в центре имеется средняя школа, маслозавод, ветлечебница, медицинский пункт, сельсовет), нужен клуб. Существующий не вмещает желающих, и каждый раз люди уходят очень обиженные. Построить новое здание нет возможности, но есть церковь, которую посещает кучка людей – 43 человека престарелого возраста и то не столько для отправления религиозных треб, сколько в корыстных целях… Постановили: …церковь закрыть и здание передать колхозу для переоборудования под клуб».
Сопротивление прихожан было, но, увы, безрезультатное. За него поплатилась самая активная Александра Долгих, осужденная на два года за сопротивление власти.
Газета «Искра» 2 ноября 1991 года поместила заметку Л. Ивушкиной «Дождь над Пермяками»:
«…Помнят старожилы, как тридцать лет тому назад разоряли церковь в Пищалье. А была она, говорят, загляденье. Хмурым мартовским утром сложили иконы в телегу и за деревней Крутцы сожгли. М.К. Стариков был среди тех, кто стены расписные закрашивал. Сегодня красят, а назавтра придут – лики святых вновь смотрят на горе маляров. Не держалась краска и все тут! Долго мучились, сколько вина в святом храме мужики с горя перепили, пока сделали дело, Богу не угодное».
По милости Божией, молитвам мудрых «белых платочков», как еще говорят о пожилых, и неизвестным светским обстоятельствам, наш Троицкий храм был отдан под продовольственный склад и склад машинных запчастей.
В итоге для верующих 30 лет домашней молитвы, тайных крещений, венчаний, исповедей, отпеваний с оправдательными речами перед властью. Молчаливая битва за сохранение веры окончилась с распадом СССР.
Возрождение храма
Архитектор Борис Викторович Зырин, в августе 1969 г., обследовал храм, готовя документы по паспортизации его как памятника архитектуры, отметил состояние стен, покрытие, потолки, как среднее, а пол и декор интерьеров как плохое. Колокола сняты после 1961 года, но никаких документов найти не удалось.
Возрождение храма связано с регистрацией прихода Троицкой церкви 3 января 1991 года. С каким воодушевлением верующие, церковный совет, во главе с Иваном Сергеевичем Куликовым, взялись за его восстановление. Проводили субботники, в которых принимали участие не только верующие, но и школьники, убирали скопившийся внутри и снаружи мусор. Были заказаны оконные рамы на все 64 окна, закуплено 10 тонн листового оцинкованного железа. Кресты на купол и колокольню были подарены церковью села Макарья. Спешили до зимы обустроить паперть. Начался активный сбор средств, причем жертвовали не только местные жители, но и потомки со всех концов страны, ведь для того, чтобы восстановить былое благолепие внутри и снаружи нужна огромная сумма, как предполагали, не менее миллиона. Помощь шла и от районного и местного бюджетов.
Церковь была освящена в начале лета, был молебен, но без крестов служить нельзя. Первая служба прошла 10 октября 1991 года в день Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. В этот день и в последующие годы службы по большим праздникам проводились священниками села Спас-Талицы. В Пищалье и округе проживало 750 жителей. На службах было немного верующих, годы богоборчества сделали свое дело, как говорится: «Ломать – не строить». Возрождать духовную жизнь намного сложнее, возвращение в лоно церкви, идет трудно.
В августе 1996 года из села Великорецкого прибыл священник Валерий Конев с матушкой Галиной и детьми. Приход малочисленный, бедный. В стране интенсивно шла ликвидация всего, что составляло экономическую базу. Село выживало личным хозяйством. Помощи ждать неоткуда. 24 октября 2010 г. о. Валерий скончался и похоронен в ограде храма, которому прослужил 14 лет. Как я ни старалась, мне так и не удалось выяснить, что же за эти годы было сделано благополезного для храма.
День сегодняшний
С 5 апреля 2012 года – служит игумен Гурий (Анатолий Григорьевич Родыгин). На сегодняшний день в селе проживает 400 человек. Село живет, никто духом не падает. Сейчас работают администрация поселения, сельская Дума, совет ветеранов, муниципальная пожарная охрана, отделение связи, библиотека, центр культуры и туризма, геронтологическое отделение, ФАП, котельная, Троицкая церковь, магазин, одно крестьянско-фермерское хозяйство.
Храму Троицы Живоначальной села Пищалье исполняется 200 лет! Сколько раз покушались на него, а он выстоял, сохранил себя для нас. Огромный, готовый принять и обнять всех своей любовью, простой и скромный в архитектуре, терпеливо ждет своих чад.
Большинство тех, кто созерцает его каждый день и те, кто бывает проездом, наезжает лишь изредка, пролетая на большой скорости мимо, не видят, что он нуждается в любви и заботе. Души наших родных ждут от нас молитвы о спасении души, о прощении грехов пред Господом. Никто не придет и не сделает за нас то, что мы можем и должны сделать для его спасения и сохранения…
Н. Шевелева, г. Киров

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

96 − = 88