Транспортная реформа необходима, или О том, что может улучшить ситуацию на дорогах

О необходимости транспортной реформы в регионе говорится уже не первый год.
К новому 2021-му вопрос действительно более чем назрел: в 30% районов области сегодня отсутствует пассажирское сообщение с областным центром. Не осуществляются регулярные перевозки по 11 межмуниципальным маршрутам.
Чтобы добраться до райцентра, жителям отдаленных уголков приходится тратить на проезд немалые средства. Подобная ситуация характерна для Санчурского района, а также для Вятскополянского, где администрация местной автоколонны не может найти деньги даже на выплату зарплат своим сотрудникам.
Об обновлении автопарка в такой ситуации не приходится и мечтать. По оценкам специалистов, он изношен сразу на 90%. И даже повышение тарифов (оно, в частности, было в 2019-м) не сулит особых подвижек.
И это – лишь верхушка айсберга. Нельзя не согласиться с кировчанами, которые регулярно жалуются на плохое обслуживание пассажирских перевозок: грязные салоны, подчас хамское отношение сотрудников транспорта, неудобное расписание движения… А в только что застроенных микрорайонах жителям приходится добиваться продления существующих маршрутов или появления новых. Не говоря уже о загазованности воздуха от выхлопов.
Все существующие проблемы в 2020-м году обнажила пандемия коронавируса. Текущая ситуация еще сильнее «срезала» доходную часть пассажирских перевозок в связи с падением пассажиропотока. На поддержку отрасли из областного бюджета было направлено 135 млн рублей, которые покрыли лишь часть расходов у перевозчиков.
1. Что делать?
Специалисты отрасли настаивают: транспортная система региона устарела и требует радикальных изменений. Пора уходить от ситуации, когда ежегодно областные, городские и районные депутаты утверждают расходную часть для перевозчиков, чтобы те, грубо говоря, могли выжить. Увы, даже выделяемые субсидии не позволяют покрыть все расходы. В итоге компании либо банкротятся, либо уходят с рынка.
Областное правительство вышло с предложением кардинально изменить систему управления транспортной отраслью, заявив о переходе на систему брутто-контрактов. Изменения, во-первых, позволят «не драться» за пассажиров, от которых зависит существование перевозчиков. Предлагается, что после введения новой системы оплату они будут получать за фактически выполненную работу: исходя из 1 км пробега.
Контракты будут заключаться на период жизненного цикла транспортного средства сроком до 7 лет. В контрактах пропишут условия работы на том или ином маршруте, в том числе по подвижному составу. Таким образом, перевозчики смогут распланировать свою хозяйственную деятельность сразу на несколько лет, заложив в расходы закупку новой техники в лизинг, зарплату персонала. Сейчас же с перевозчиками контракты заключаются на один-два года. За этот период компании стремятся заработать как можно больше денег, не задумываясь об обновлении автопарка.
2. Смогут ли осуществлять перевозки частники?
По информации правительства Кировской области, в регионе будет организатор перевозок, который будет распределять контракты, аккумулировать денежные средства – выручку от платы граждан за проезд.
Отдельно надо подчеркнуть, что при этом осуществлять перевозки смогут действующие муниципальные и частные перевозчики. Речь не идет о создании единой компании. То есть, перевозчики, работающие по системе брутто-контрактов, смогут участвовать в программах по обновлению автопарка на льготных условиях. Сообщается, что лизинговые компании уже подтвердили готовность к сотрудничеству с Кировской областью, нашему региону будет предоставлен льготный период сроком на один год, который подразумевает нулевые платежи. То есть кировские перевозчики смогут год эксплуатировать новый транспорт без обязанности вносить платежи, таким образом, им удастся нарастить финансовую часть. Именно по такой схеме действуют другие регионы по обновлению автопарков. Например, Тверской области с помощью подобного механизма удалось обновить более 400 единиц техники.
Для Кировской области планируется закупить автобусы разной вместимости на газомоторном и дизельном топливе, которое соответствует высочайшему экологическому классу. Автобусы будут полностью укомплектованы, в том числе оборудованы кондиционером.
3. Как будет осуществляться переход на брутто-контракты?
Первым делом перевести на систему брутто-контрактов планируется Кировскую городскую агломерацию: с 2021 года – Киров, а с 2022 года из-за действующих контрактов – Кирово-Чепецк и Слободской. После того как все проблемные вопросы будут отработаны, на новую систему перейдет и вся область.
Для того, чтобы начать работу по преобразованию маршрутов, необходимо перераспределить полномочия по организации пассажирских перевозок от города Кирова на региональный уровень. Это поможет решать вопрос комплексно и системно.
4. Позволит ли новая система вывести транспортные перевозки «из тени»?
Говоря о частниках, по экспертным оценкам емкость кировского рынка транспортных услуг составляет 3 млрд рублей, большая часть средств платится за наличный расчет и находится в тени. А новая система обелит прибыль, так как средства будут поступать напрямую в областной бюджет.
5. Получится ли скорректировать маршрутную сеть?
Предполагается, что удастся оптимизировать маршрутную сеть, исключив дублирующие муниципальные и межмуниципальные маршруты. Всего лишь один пример: 21-й маршрут (Порошино) на 70% совпадает со 121-м (Боровица). Сейчас организация перевозок – это полномочия муниципальных образований, которые обязаны организовать транспортное сообщение их населенных пунктов с райцентрами и Кировом. Однако бюджеты муниципалов не позволяют охватить все населенные пункты, поэтому они ограничиваются лишь центрами, забыв о малочисленных деревнях. Именно такая ситуация обстоит в деревне Лубягино Кирово-Чепецкого района, где автобус ездит два раза в день и только в рабочие дни. Местные жители вынуждены добираться на попутках или ходить пешком, чтобы добраться до Радужного или Кирова. Кроме того, району не выгодно тратить средства на обслуживание маршрута, который ездит в другое муниципальное образование. Передача полномочий на уровень области позволит урегулировать этот вопрос.
Пресс-центр правительства Кировской области

ЕСТЬ МНЕНИЕ:

Сергей САВИНЫХ, депутат Оричевской районной Думы

– Реформа систем общественного транспорта назрела давно. Надеюсь, она станет шагом к спасению предприятий, занимающихся пассажироперевозками. Особенно проблему ощущают муниципальные предприятия, осуществляющие нерентабельные маршруты. К сожалению, выделяемые субсидии не позволяют в полной мере покрыть все расходы. А ведь их миссия носит больше социальный характер – они помогают жить селам и деревням. Поэтому поддержка, конечно, нужна.

Светлана Федяева, глава администрации Оричевского городского поселения

– Транспортная реформа – требование времени. Удобство, комфорт – то малое, что требуют люди, получая ту или иную услугу. Поэтому к реформе я отношусь положительно. Многое нужно менять, а не оставаться в прошлом. Не сделав что-то, мы не получим результата. Будем ждать реализации, а в случае необходимости готовы к взаимодействию.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

72 − 69 =