«Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»

Повезло побывать в театре на Спасской на премьере спектакля «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы».
Произведение сложное, вроде бы абсолютно не сценическое и совсем не современное. Сегодняшние мальчики «почти четырнадцати лет» вряд ли будут вести разговор о Боге и человечестве, о Вольтере и Белинском. Но русские мальчики – они во все времена такие: любые чувства – через край.
«Я социалист, Карамазов, я неисправимый социалист», – заявляет гимназист Коля Красоткин, и взрослые зрители, сидящие в зале, тихонько хмыкают, словно узнают знакомую картину. Хотя все это наносное: дело оказывается не в юных революционерах, и не в сиюминутной детской жестокости, и даже не в ужасных условиях, в которых живут, а вернее, медленно умирают бедные люди. Дело – в доброте. И в том, что можно опоздать сделать добро. И в том, что свет сияет в каждом человеке, даже в спившемся штабс-капитане, в обозленной девушке, волочащей на себе всю семью, и тем более в юной душе.
И самое, может быть, главное, о чем нужно вспомнить здесь, – о создателях этого спектакля. О режиссере Егоре Чернышове, подарившем нам эту сильную и сложную по исполнению вещь. Об артистах, сыгравших ее. Сразу вспомнила недавнее интервью артиста Театра на Спасской Александра Королевского, в котором он сказал о своей роли в «Дуэли» примерно следующее: на Чехове проверяется не зритель – на Чехове проверяется актер.
Но в таком случае на «непостановочном» Достоевском актер проверяется вдвойне. Ирек Галлямов и Михаил Андрианов с честью эту проверку выдержали. На мрачной сцене вспыхнули два ярких героя: один – горький, шумный, клоунский, но не утративший своего внутреннего достоинства, несмотря на жалкую жизнь; другой – негромкий, с тихой улыбкой, сильный в своей любви к людям и вот к этим детям, даже совершающим жестокие и неблаговидные поступки. Ибо что движет, с его точки зрения, человеком, творящим дурное? Только та же жажда любви и милосердия.
В конце спектакля зрители хлопали стоя, каждый, безусловно, чему-то своему. Лично мои аплодисменты посвящались Алеше Карамазову (актер Ирек Галлямов), штабс-капитану Снегиреву (Михаил Андрианов) и сумасшедшей болезненно обидчивой маменьке (актриса Марина Наумова). Еще хлопала очень громко девятилетнему Илюше Снегиреву, который был сыгран Константином Кочневым. Изображать маленького мальчика – труд неблагодарный. Но в данном случае Илюша почти ничего не говорил. Только вначале с ожесточением пообещал Алеше Карамазову найти всех своих обидчиков, и после этого словно лишился дара речи. Все Илюшины слова пересказывал папенька, штабс-капитан Снегирев. А Илюша грустил, улыбался, укорял молча. Но каким красноречивым было это молчание! Как просветлело его лицо, когда нашлась живой и невредимой убитая им, как он думал, Жучка! Как спокойно и трогательно ушел он в финале пьесы со своей больничной кровати прямо в светлое сияние!
Я очень рада, что увидела этот спектакль, и именно премьеру. Дальше «Мальчики» на сцене будут расти и развиваться, каждый новый показ становясь немного другими. Наверное, лучше и даже, скорее всего, сильнее. Но такими, как во время премьеры, они уже не будут.
Е. Солодкова, учитель истории и обществознания Стрижевской средней школы

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

51 + = 59