«История одного преступления»

Тонкий и замечательный спектакль театра на Спасской «История одного преступления».
С крепостного права прошло всего лет пятьдесят, и оно не забылось. Время серебряного века, время величайших писателей-философов и замечательных государственных деятелей – титанов… И время самой дикой, беспросветной жизни для тех, кто «чином не вышел». Это все – Россия.
Лев Толстой в спектакле (Михаил Андрианов) ассоциируется с образом «хитрого мужичка» (такое амплуа для писателя вывел в одной своей юмористической книжке С. Лукьяненко). Столыпин (Владимир Грибанов) – гений, которому не до мелочей: дайте ему 20 мирных лет, и вы не узнаете нынешней империи.
Прекраснодушные и мудрые титаны могут переустроить всю Россию – но не могут помочь одной крестьянке, Марье Крюковой (Александра Попова), которую измучил свекор – да и был ею однажды убит.
И мечется между ними маленький человек – адвокат-разночинец Владимир Яшин (Ирек Галлямов) в надежде защитить симпатичную ему Марью, пишет бесконечные письма великим умам России – «непротивленцу» Льву Николаевичу и председателю совета министров Петру Аркадьевичу.
Но он не в силах направить на благо махину российского суда – а скорее даже всей русской жизни. Яшин действительно оказывается маленьким и слабым, сломлен в этой борьбе и прибегает к извечному русскому лекарству – «горькой».
Непоколебимой остается только Марья – она уверена и в своей вине и в том, что ее казнить надо. Не раскаивается, ждет только «суженого на белом коне», то есть смерть. В конце концов сама уходит из жизни в тюремной камере. Ненадолго переживают ее и «титаны» – уйдя из Ясной Поляны в скитания, умирает на маленькой станции Лев Толстой, погибает от пули террориста Багрова Петр Столыпин.
И остается маленький человек Яшин один, со своими нерешенными вопросами и разбитыми иллюзиями. Не покидает его только служанка Федосья (Ирина Яблокова), чем-то удивительно похожая на Марью, с ее неколебимой крестьянской мудростью. Вообще женские образы в спектакле очень сильные.
В конце Яшин снова идет в опостылевший суд на новое дело. Он уже не хочет добиваться никакой справедливости.
Так оно показано с точки зрения маленького человека, время накануне величайших потрясений. Потрясений, которые очень скоро заставят всех забыть о трагедии не только никому почти не интересной Марии Крюковой, но и о Толстом и Столыпине, – и как там закрутят неизвестного адвоката Яшина, никто не знает.
Пожалуй, надо будет пересмотреть спектакль еще раз, с чувством, с толком, с расстановкой. Сильная вещь. Как по мне, так самая сильная из того, что я пока видела на Спасской.
Е. СОЛОДКОВА, п. Стрижи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 4