Необычная взятка

В ходе исполнения одного из запросов попало в руки уголовное дело 1943 года по ст. 118 УК РСФСР – по уголовному кодексу 1926 г. это «Дача взятки и посредничество во взяточничестве». По делу обвинялась некая гражданка Кряжева.
Прочитав 1-й лист дела – «Постановление о возбуждении уголовного преследования», я понял, что тут очень необычная история. Всем известно, что взятки дают для получения каких-то благ, имеющих чаще всего корыстную подоплеку. Здесь же причина оказалась совершенно иная.
Из протокола допроса свидетеля Вычугжаниной от 4 мая 1943 г.: «23 апреля 1943 г. я пошла в пос. Оричи, чтобы в сберкассе получить выигрыш по облигации. По пути следования я нагнала в селе Шалегово Кряжеву Е.С. – псаломщицу церкви с. Монастырщина. Узнав о том, что Кряжева идет в исполком регистрировать религиозную общину верующих, мы с ней до Оричей пошли вместе. В пути следования Кряжева мне сообщила, что священника Перминова райисполком не зарегистрировал, а другого нет, следовательно, 25 апреля 1943 г. у нас в церкви службы не будет, просила меня, чтобы я поговорила со своим соседом, пред. райисполкома Савиных, что он не поможет ли нам открыть церковь 25 апреля как в религиозный праздник Пасху. Тут же Кряжева добавила, что если он что-нибудь сделает положительное в этом вопросе, мы ему за это уплатим – дадим денег.
Я на это дала согласие. Т.к. в Оричах Савиных не оказалось, они нашли его на обратном пути в Смирновском сельсовете, куда зашли вместе с Кряжевой. Она передала Савиных просьбу Кряжевой. Савиных сказал: «Мне денег никаких на надо, а что законно, я и без денег сделаю»… (орфография сохранена, прим. автора).
26 апреля, когда Савиных с женой был на работе, и дома оставалась только бабушка с внучкой, к ним домой пришла неизвестная женщина и оставила посылку из с. Монастырщина. Когда вернувшаяся с работы супруга сообщила ему об этом, он довел информацию до председателя исполкома райсовета. После чего посылку вскрыл, обнаружил там деньги в сумме 5000 рублей и составил об этом акт. О чем сообщил сотруднику РО НВКД.
Кряжевой скрывать что-то было бессмысленно, она все рассказала, как было, пояснив, что это была только ее идея.
После допроса Кряжева была задержана и помещена в КПЗ районного отдела НКВД.
В суде адвокат Кряжевой просил учесть при назначении наказания возраст подозреваемой – 55 лет, и что она не судима и больна. В предоставленном последнем слове обвиняемая ничего суду не сказала.
Однако приговор был суров: Кряжева Екатерина Сергеевна по ст. 118 УК РСФСР была приговорена к 5 годам лишения свободы без поражения в правах.
О дальнейшей ее судьбе в деле информации не нашлось.
А. Никитин, зам. начальника управления культуры Оричевского района (руководитель районного архива)

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

53 + = 57