Копнуть до корней

НА СНИМКЕ: Роман Александрович Береснев.

Тому, что стал одним из руководителей области, Роман Береснев благодарен родному краю и своим родителям, воспитавшим в нем трудолюбие, уважение к людям и неприятие фальши.
Он откровенно рассказал журналисту «Искры» о том, как 23-летним юношей возглавил в трудные 1990-е годы родной Гарский сельсовет и почему объединение районов было бы убийственно для области. При этом в ходе разговора невольно сворачивает на свою любимую тему – историю родного Оричевского края, о которой мечтает однажды написать книгу…
И за землеустроителя, и за пожарного
– Как так получилось, что карьеру Вы начинали не по профессии учителя истории, а руководителем родного Гарского сельсовета?
– Уже на четвертом курсе учебы в Вятском педагогическом университете я начал дополнительно изучать право в юридической академии. Наш исторический факультет вообще был кузницей кадров управленческого звена области. Поэтому, когда вернулся из армии, принял приглашение возглавить Гарскую сельскую администрацию в моем родном Зенгино.
Одна областная газета тогда напечатала репортаж о Романе Бересневе – одном из самых молодых глав администрации. Ему, и правда, в 1995 году исполнилось всего только 23 года. Роман стал первым лицом в поселке, где его помнили еще ребенком. И выстроить отношения с людьми, вообще выстроить систему, которая в тот момент подверглась серьезной ломке, было бы непросто даже опытному аппаратчику. Он справился.
– Чем приходилось заниматься?
– В первую очередь, отношениями людей. Земельными конфликтами. Сидят два соседа, землю между собой делят. Дом у них двухквартирный, а земля почему-то поделена не посередине… Тогда многое как раз переходило на новые рельсы. Новое предприятие ЖКХ, новая – на смену ОРСу – система торговли. Еще недавно все это обслуживало торфопредприятие, относилось к нему, а тут пришлось всю систему выстраивать заново. Если раньше в поселке была сильная пожарная часть, то когда я пришел, остался один автомобиль, и то непонятно, сможет ли выехать. Приходилось самому выходить на пожары – организовывать тушение.
– Бюджета не было вообще?
– Тогда у сельских администраций не было своего бюджета, как не было и своей Думы. Главой администрации меня назначал глава района. С бюджетом района тогда тоже было непросто, но если у тебя, предположим, слетел водяной насос, ты приезжаешь к главе района, и деньги сразу выделяются. Да, в 1990-е вместо зарплат бюджетникам давали по взаимозачетам продукты – муку, масло… Тогда только-только закончило работу торфопредприятие, учебный комбинат. Но сельское хозяйство уже было на хорошем уровне. И какие-то вопросы по обеспечению жизнедеятельности поселка можно было решать. Их и сейчас можно решать – это же вопрос коммуникаций. Сейчас есть проекты и программы, в которых можно участвовать. Помогал сейчас с участием в проекте местных инициатив Истобенскому Дому культуры. Рассчитываю на то, что в этом году к «Истобенскому огурцу» удастся починить на нем крышу.
История в крови
С газификации села, ремонта дорог в районе и перспектив строительства моста через Вятку в сторону Орлова разговор как-то незаметно перетекает в тему истории родного края. Роман Александрович с увлечением рассказывает, как удалось разыскать фундамент Спасской часовни на старом Московском тракте, куда в начале прошлого века ходил из Орлова крестный ход и где по этому поводу в августе устраивали ярмарки…
– Там очень много исторических находок, – воодушевленно говорит мой собеседник. – По истории Зенгино я могу очень много чего сказать. Все хочу обобщить все материалы в книге, но каждый раз останавливаю себя тем, что не все еще до конца раскопал. И поэтому я сейчас перебираю подшивки районных газет. Уже пролистал с 1930-х по 1970-е годы. Осталось немного 1980-х годов – и о современных временах не хватает фактов. В прошлом году мы открыли в библиотеке Зенгино хорошую краеведческую выставку со стендами, материалы для которых подбирал вместе с земляками.
– Зачем Вам это надо?
– Просто интересно. Эта тема реально захватывает, плюс историческое образование в этом помогает. Когда ты перелистываешь страницы истории той местности, в которой ты родился и жил, это дает почву под ногами, стимул для развития. Я этим «заболел» в 1996 году, когда еще работал в Гарской администрации. Некоторые мои находки относятся еще к тому времени.
– Это правда, что «Истобенский огурец» как праздник – ваша инициатива?
– Неправда. Но появился он, когда я работал в администрации Оричевского района с легкой руки Нины Семеновны Тереховой. Она в управлении культуры искала какую-то местную привязку с традициями и праздниками. Появилась идея объединить эти вещи с брендом истобенского огурца как местного деликатеса. Так получилось, что я тоже практически с первого «огурца» уже почти 25 лет принимаю участие в этом процессе. Последний «огурец» мы делали с командой организаторов онлайн, и у нас количество просмотров зашкаливало. Мы тогда просто взяли архивные сюжеты разных лет, свели это воедино и показали через интернет. В итоге – больше 100 тысяч просмотров. География обширная: практически вся Россия, и ближнее зарубежье – Украина, Беларусь, и дальнее.
– Сами огурцы солите?
– Нет, но есть каждый год длинная огуречная грядка в огороде. Когда гости на праздник приезжают, я обычно собираю свежие огурцы с нее и раздаю знакомым.
– Почему истобенский огурец не перевесил суздальский? Он же вкуснее!
– Суздаль – это Золотое кольцо России. Это город. Ты приезжаешь в Истобенск в праздник – там массовые гуляния. А приедь через неделю – это вновь тихое село, с красивыми храмами и длинными грядками.
Укрупнение районов – опасная тема
– Что для Вас поддержка на выборах Виктора Петровича Савиных?
– Это наша гордость и наше знамя. А главное – это наш великий земляк. Хорошо помню, какой в 1981 году для нас был культурный шок, что в космос поднялся человек, который родился в Оричевском районе. Мы с Виктором Петровичем активно общаемся, наверное, последние лет 10 как раз благодаря празднику «Истобенский огурец» и его постоянному в нем участию. Когда Виктор Петрович последний раз приезжал в Киров на юбилей полета, мы хорошо поговорили, обсудили проекты развития территории района.
– Что планируете делать, если люди делегируют Вас в Законодательное собрание?
– Я считаю важным то, чем всегда занимался, – лоббированием интересов родной территории. Это было, есть и будет. И сейчас мы с главой района многие вопросы обсуждаем, решаем, договариваемся. По дорожному строительству, по социокультурным объектам, по ремонту образовательных учреждений…
– Кстати, тема укрупнения районов на областном уровне звучала уже не раз. Каково Ваше отношение к ней?
– Это очень опасная тема. Если отдельные сельские поселения внутри муниципального района еще можно объединять с целью оптимизации расходов, и ничего страшного в этом нет, то укрупнение районов, с моей точки зрения, просто смоет многие населенные пункты с карты области насовсем. Считаю, что в советское время социально-экономическим развитием территорий занимались очень серьезно. И эти территории на карте появились неслучайно. Сегодня районный центр – это сложившееся транспортное сообщение, это своего рода центр притяжения. Слом этой системы может повлечь за собой необратимые процессы исчезновения сел и поселков.
В. Набоких

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 7