Игорь Васильев: мы планируем открывать в регионе по одной новой школе ежегодно

Уровень образования в школах городов и сел должен быть одинаково высоким, считает губернатор Кировской области, руководитель комиссии Госсовета по направлению «Образование» Игорь Васильев. Глава региона рассказал о задачах и целях комиссии и о том, что уже удалось реализовать в рамках ее работы.

Игорь Владимирович, заседание Госсовета «О задачах субъектов РФ в сфере общего образования» запланировано на 25 июля. Комиссия Госсовета по направлению «Образование», которую вы возглавляете, готовит доклад главе государства. Есть ли уже какие-то конкретные результаты работы комиссии, которые от обсуждения перешли в разряд решения определенных проблем? Над чем еще будете работать?

Действительно, очень многие вопросы, которые изначально были проблемными, сейчас переходят в разряд лучших практик. Например, два с половиной года назад не было организовано бесплатное горячее питание в школах для детей с первого по четвертый класс. Была проведена большая работа, появилась необходимая инфраструктура, финансирование, которое вовремя доводится до регионов.

Еще один пример: у регионов появилась возможность направлять средства от реструктуризации бюджетных кредитов на создание образовательной инфраструктуры. Причем не только на строительство новых объектов, но и на капремонт уже существующих. В Кировской области благодаря этой возможности капитально отремонтировано здание бывшего техникума и 1 сентября там откроется второй корпус школы. Также на эти средства строится новая школа на 300 мест в Кирове.

– Сегодня в школьном образовании активно участвуют не только учителя и ученики, но и их родители. Родители отмечают высокую нагрузку, большой объем домашних заданий. Каким образом комиссия Госсовета по направлению «Образование» предлагает решать этот вопрос?

На необходимость снизить нагрузку в школах особое внимание обратила руководитель центра «Сириус», сопредседатель Центрального штаба ОНФ и активный участник рабочей комиссии Госсовета по направлению «Образование» Елена Шмелева. И мы полностью поддерживаем это предложение.

Один из вопросов, который мы поднимем в докладе, — создание школ полного дня, куда дети могут прийти после занятий, чтобы под присмотром педагогов делать домашние задания, заняться спортом, сходить в бассейн. Школа полного дня должна стать центром социально-культурно-спортивной жизни.

И это не то, что у нас раньше называлось «продленкой»: когда кто-то плохо учился, его оставляли после уроков и заставляли переделывать задания. Это возможность прийти утром в школу и провести там целый день, получая не только основное образование, но и занимаясь спортом, дополнительным образованием.

Если понадобится, старшеклассники-волонтеры могут помочь младшим сделать уроки. И у нас в регионе уже реализуется такой уникальный проект «Наставник-старшеклассник», когда ученики старших классов помогают младшим школьникам делать домашние задания, объясняют им сложные темы.

Родители учеников тоже вечером смогут прийти в такую школу нового типа, заняться спортом, сходить в библиотеку, в тренажерный зал.

При таком подходе сельская школа может стать единым фундаментом для сборки национальных проектов «Демография», «Образование» и «Развитие сельских территорий», потому что сейчас все средства сосредоточены в разных министерствах и ведомствах, выделяются по разным программам.

– В своей статье Елена Владимировна Шмелева также говорила и о развитии высшего образования, и о подготовке молодых специалистов для определенных отраслей экономики. Увеличится ли число бюджетных мест в вузах региона в этом году? И как предприятия региона взаимодействуют с образовательными организациями по подготовке кадров?

В своем Послании Президент РФ обозначил, что уже с 2021 года увеличится число бюджетных мест в вузах регионов, которые нуждаются в молодых, перспективных кадрах. Это крайне важное решение для сохранения специалистов на местах.

В Министерство науки и высшего образования РФ мы направили предложения по увеличению цифр приема в наши вузы на 2020/2021 учебный год. Дополнительно нам выделят 666 мест.

Отмечу, что в Кировской области уже несколько лет действует практика заключения четырехстороннего соглашения. Студенты могут получать стипендию за счет областного бюджета при очном обучении в государственном вузе, колледже или техникуме. Для этого студент должен подписать соглашение с будущим работодателем, образовательной организацией и Центром помощи в трудоустройстве обучающихся.

Студенты, которые получают стипендию правительства Кировской области, после окончания учебы будут работать по специальности на предприятиях региона не менее трёх лет.

В свою очередь, четырехстороннее соглашение гарантирует трудоустройство после окончания обучения по специальности, а также дает возможность пройти производственную практику на будущем рабочем месте.

– Президент Владимир Путин неоднократно говорил о необходимости создавать в регионах условия для развития талантов детей. Елена Владимировна Шмелева в своей статье также говорит о важности этой работы и уделяет особое внимание вопросам дополнительного образования. Как сегодня в регионе решаются эти задачи?

Никто не знает, где родится будущий Ломоносов, поэтому сегодня наша первоочередная задача сделать так, чтобы каждый ребенок, и в селе, и в городе, получал качественные знания, имел возможность развивать свои способности и таланты.

Важным событием для всей области станет создание в Кирове многопрофильного центра для одаренных детей по примеру «Сириуса» в Сочи. Он поможет развивать не только технические навыки детей, но и их наклонности в сфере естественных наук и искусства. Здесь же педагоги из районов смогут пройти профессиональную подготовку.  Строительство этого центра мы планируем начать уже в 2021 году.

Важное значение в развитии способностей школьников сегодня приобретает дополнительное образование. На базе опорных школ в районах Кировской области мы уже открыли 42 центра дополнительного образования детей «Точка роста», где школьники на самом современном оборудовании изучают «Технологию», «Информатику», «ОБЖ», а также занимаются в разных кружках.

 

Также для развития способностей одаренных детей мы открыли четыре «Кванториума» в Кирове, Кирово-Чепецке, Омутнинске. Дети занимаются робототехникой, осваивают нанотехнологии, основы промышленного дизайна, энергетики.

 

Для того, чтобы качественное образование стало более доступным для талантливых сельских школьников, мы создали сеть опорных школ. В каждой опорной школе работают профильные классы, которые помогают ребенку сделать выбор будущей профессии. Обучение идет по нескольким направлениям: инженерному, педагогическому, аграрному, медицинскому, правовому экономическому, кадетскому, гуманитарному, лесопромышленному.

 

Отмечу, что в этом году Кировская область заняла 7 место по количеству ребят – призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Это отличный результат! Кировские ребята – очень талантливые и умные, и мы будем делать все, чтобы поощрять их и способствовать их успехам.

– Говоря о равнодоступном и качественном образовании всех детей, нельзя не затронуть проблему состояния зданий сельских школ. Многие из них не видели ремонтов уже много лет.

Чтобы решить эту задачу, мы планируем реализовать масштабную программу по капитальному ремонту школ по всей области. Рассчитываем привлечь для этого и существенное федеральное финансирование.

Также мы планируем внести в доклад предложение по синхронизации ремонтных работ в школах с закупкой нового оборудования.

Безусловно, для полноценного развития ребенка необходимо увеличивать количество мест в детских садах и школах. Что в Кировской области делается в этом направлении?

В 2015-2016 годах в регионе был пик рождаемости, в результате – уже через 2-3 года мы столкнулись с нехваткой мест в детских садах. Начали срочно решать проблему и добились хороших результатов. Только за три года в регионе построили 24 детских сада, 10 – в районах области и 14 — в Кирове. Это рекордные темпы за последние 30 лет.

Что касается мест в школах, то за последние годы построены 3 новые школы. Мы ставим перед собой амбициозную задачу – открывать каждый год по одной школе. И на данный момент эту задачу нам удается решать.

Важно, что в своем послании Президент России озвучил, что до 2024 года будет построено 1300 новых школ. Со стороны Кировской области заявка на строительство 6 школ направлена в Министерство просвещения РФ и уже одобрена.

– Качественное образование – это прежде всего высококвалифицированные педагоги. На заседаниях комиссии Госсовета неоднократно рассматривался вопрос подготовки кадров для школ. Как планируете привлекать педагогов в профессию?

Проблема дефицита кадров накапливалась годами и сегодня нам нужно сделать большое количество маленьких шагов: школа должна быть красивой, рабочее место учителя удобным, зарплата достойной, у педагогов должна быть возможность повышать свою квалификацию.

Надо, чтобы в профессию приходили люди заинтересованные, а подготовка педагогических кадров велась в профильных вузах. У нас за последние годы 69 педагогических вузов прекратили свое существование. Так, например, в Кировской области педагогический вуз влился в Вятский опорный университет. Мы планируем его возродить. Это позволит повысить престиж педагогической профессии, даст возможность молодым специалистом получить качественное профильное образование. Мы уже начали работу в этом направлении.

Также достаточно хорошо себя зарекомендовала федеральная программа «Земский учитель». Участниками программы могут стать учителя в возрасте до 55 лет, переехавшие на работу в сельскую местность либо малые города в Кировской области. Педагогам предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн рублей. При этом в районной школе учитель – участник программы, должен отработать 5 лет. Так, например, по итогам 2020 года благодаря этой программе, в школы Кировской области удалось привлечь 10 учителей.

– Результатом этой работы должно стать повышение престижа профессии?

Я убежден, что будущее нашей страны за двумя сферами – здравоохранением и образованием. Потому что каждый из нас хочет видеть будущее поколение здоровым и умным.

Очень важно, чтобы в обществе на смену понятию «образовательная услуга» пришло уважительное отношение к учителю, как к наставнику и источнику необходимых для жизни знаний. В современном мире произошла подмена понятий: например, блогер сегодня звучит гордо, это популярные люди, у них миллионы подписчиков, к их мнению прислушиваются и на них равняется молодежь. А на самом деле по-настоящему гордо звучит фраза: «Я работаю в школе».

Тамара Полыхаева

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 2

Advertise Here
Рейтинг@Mail.ru