Последняя пуля для себя. Как завершил свою жизнь инструктор Оричевского райкома партии

На снимке: Андриан Васильевич Мухин.

О типичной для сороковых годов судьбе своего отца рассказала кировчанка Лидия Андриановна Потапова. Родилась она в 1933 году. Ее семья проживала в деревне Мухины, и большинство жителей деревни носило эту фамилию.

Располагалась она на холме в четырехстах метрах от старого Московского тракта, в 2 км от села Быстрица. К началу 80-х годов все ее жители переехали в Быстрицу. Сейчас этой деревни не существует.
Ее отец Андриан Васильевич Мухин хотя и был семейным человеком, но, по ироническому замечанию ее матери, был «женат на партии». Он редко приезжал домой, потому что практически все время посвящал партийной работе. Работал он инструктором Оричевского райкома ВКП(б).
В отличие от любящей супруги Мухина, ленинская партия, образно говоря, была суровая дама. Она направляла его на самые трудные участки работы, требовала все время повышать свой интеллектуальный и культурный уровень. Неделями Мухин «пропадал» в качестве уполномоченного на уборке урожая или посевной кампании. Передвигаться ему приходилось в основном пешком, редко на лошадях, не говоря об автомашинах.
Одновременно Мухин учился на курсах и семинарах, стремясь овладеть самыми передовыми идеями того времени. Сначала он был направлен в партийную школу Нижнего Новгорода (город Горький). Потом на мобилизационные курсы по подготовке политруков в Кирове. Дома его не видели месяцами.
Однажды любящая супруга Александра Степановна не выдержала и решила сама навестить своего мужа. Собрала продуктов, взяла с собой дочку Лидию и двухлетнего сына Валерия и по старому Московскому тракту на попутках отправилась в Киров. Разыскала она Андриана Васильевича в здании бывшей вятской семинарии. Там их училась целая колхозная бригада. Из них готовили будущих политруков Красной армии.
Эта встреча в Кирове стала последней в их жизни. Хотя Андриан Васильевич и собирался сразу после курсов вернуться к жене и детям, но внезапно начавшаяся война помешала этому.
В числе первых его призвали в Красную армию. В Кирове шло формирование 311-й стрелковой дивизии. Со всех районов области прибывали команды новобранцев. Мухина назначили политруком 8-й роты 1067-го стрелкового полка.
Среди неподготовленной сырой массы красноармейцев политработники были тем самым порохом, который воспламенял всю армию на разгром фашистов. Недаром эта категория сразу попала под особый прицел Гитлера. При нападении на нашу страну германские войска получили жестокий приказ об убийствах евреев и комиссаров. Немецким солдатам запрещалось брать в плен евреев и комиссаров, а сразу отделять их от остальной массы пленных и уничтожать на поле боя как опасных «носителей сопротивления». Отличить политработников Красной армии можно было по красной звезде на рукаве с вышитым на ней серпом и молотом. Поэтому политработники считали за лучшее застрелиться, чем попасть в лапы к немцам. Такого же мнения придерживался и Андриан Мухин. Как потом рассказал его жене и детям однополчанин Иван Иванович Мамаев, их отец всегда берег в револьвере последний патрон для себя. «Не дай бог, – говорил он, – если попаду в плен, то последняя пуля – моя».
Осенью 1941 года кировская 311-я стрелковая дивизия из последних сил сдерживала натиск немцев на Волховскую ГЭС. Боеприпасы экономили, как могли. Солдаты, бывало, не ели по три дня. Некоторые бойцы сбегали из окопов прямо в плен к немцам, наивно полагая, что там их накормят. Трудно было командирам и политработникам вдохновлять голодных и холодных красноармейцев на битву с врагом. Тем не менее это им удавалось. Если бы не стойкость наших солдат осенью 1941 года, то история войны могла бы повернуться по-другому.
Еще один интересный факт. В первых же боях с фашистами в 311-й дивизии были выбиты многие кадровые командиры. И командование брали на себя политработники. В 1941 году из трех командиров полков 311-й дивизии двое командовали полками в форме с красной звездой на рукаве, будучи политработниками. То есть, они не только боролись за души солдат, но и были организаторами боя на передовой.
28 октября 1941 года немцы обрушили на позиции 311-й дивизии ураганный огонь. Один из кировских полков был выбит со своих позиций, а штаб другого полка был целиком окружен, и его обороняли командир с комиссаром полка силами поваров, связистов и писарей. Именно в этот роковой день и погиб отважный политрук Мухин. Как сообщили семье Мухина его боевые товарищи, в то место, где он находился, было прямое попадание немецкого снаряда. И последний патрон для себя ему не пригодился.
Вот и все, что нам удалось узнать о судьбе инструктора Оричевского райкома партии Андриана Васильевича Мухина, рядового бойца ленинской партии, но не рядового человека. Совсем немного. Но этого достаточно, чтобы оценить, как велики в человеческом измерении были советские люди.
А в деревне Таборы около села Быстрица и сегодня помнит «Андриана Мухинского» (Мухинский — это прозвище бывших жителей деревни) 90-летняя бабушка Валентина.
О. Четвериков, г. Киров
P.S. Автор благодарит внучку А.В. Мухина Наталью Геннадьевну Шевченко за помощь при подготовке этой публикации.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 + = 84