
На снимке: Антонина Петровна и Василий Николаевич Клабуковы.
ЛЕГЕНДАРНАЯ АНТОНИНА
Она была неординарной личностью с огромным полем деятельности. Она приучала знать больше, чем написано в учебнике. Ей было тесно в стенах своей школы, и она объехала с детьми всю страну. В каждом уголке Советского Союза у нее были знакомые, и она всегда предлагала уезжающим из дома выпускникам надежный адресок.
Однажды районная газета «Искра» сообщила, что из Центрального комитета комсомола поступила поздравительная телеграмма в связи с 50-летием «вечно юной пионерки 20-х годов» А.П. Клабуковой. Это был сущий курьез. Ведь она родилась лишь в 1922 году, а до начала Великой Отечественной войны успела окончить Московский техникум физической культуры.
Свой неиссякаемый оптимизм она принесла из предвоенной эпохи. Предвоенные годы имели особый колорит. Физкультура была поднята на государственную высоту. В Москве проходили многотысячные парады физкультурников. Глядя на шеренги спортивных девушек, марширующих по Красной площади, нетрудно представить среди них всегда подтянутую Антонину Петровну.
На снимке: А.П. Клабукова.
ГОСПИТАЛЬ НА КОЛЕСАХ
В годы войны она была сандружинницей в военно-санитарном поезде. Такие поезда курсировали между фронтом и тылом и эвакуировали раненых из медсанбатов, полевых госпиталей, а иногда с поля боя. Погрузка в вагоны ложилась на плечи сандружинниц. Поезда с красным крестом служили излюбленной мишенью для гитлеровских летчиков. Только за 1941 год на военно-санитарные поезда Красной армии было зафиксировано 224 нападения с воздуха.
Рейс поезда в один конец занимал около двух недель. Сандружинницы в дороге писали письма под диктовку красноармейцев, подавали судна лежачим, перекладывали тяжелораненых. Слушали рассказы фронтовиков о боях с фашистами. Эти впечатления военной поры и легли в основу будущей педагогической деятельности А.П. Клабуковой.
КАКАЯ МОЛОДАЯ МАМА!
Когда она курсировала между фронтом и тылом, ее сестра и мама бежали от фашистов в тыловой Киров. Под конец войны Антонина Петровна приехала к ним. Устроилась она машинисткой в военно-пехотное училище, которое размешалось в здании на Театральной площади. Начальником училища был кадровый офицер Василий Николаевич Клабуков. Во время войны он потерял свою супругу, и у него осталось двое детей. Клабуков сделал предложение Антонине Петровне, и вскоре они поженились.
«О, какая молодая мама!» – воскликнула дочка Клабукова, увидев избранницу своего отца. В ту пору Антонине Петровне исполнилось 23 года, а приемной дочери 8 лет. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Общих детей у них не было. Супруги Клабуковы были нежны между собой и не скрывали своих чувств.
Из областного центра Василия Николаевича направили на работу в Арбаж, а затем перевели в Оричи. Антонина Петровна всюду следовала за ним. Так она оказалась в Оричевской школе, где работала в течение 30 лет учителем истории, завучем и директором.
КТО БЫВАЛ В ЭКСПЕДИЦИИ
Она стала горячим поборником туризма в Оричевской школе. С ее легкой руки каждую весну стали проводиться командные соревнования по туризму на р. Сингиревке. Дети состязались во владении туристическими навыками, устройстве бивака, прохождении полосы препятствий. Вечером на большой поляне разводился прощальный костер и хором исполнялись туристские песни. Эти яркие моменты укрепляли детскую дружбу, сплачивали учительский коллектив. Никаких бюрократических препон для организации детского досуга на лоне природы тогда не существовало.
Пожалуй, самым памятным эпизодом ее жизни в Оричах был турпоход на родину С.М. Кирова. Летом 1960 года десять школьников под руководством Антонины Петровны проехали по железной дороге до Котельнича, затем по берегу Вятки пешком до села Сорвижи, оттуда на теплоходе «Заря» до Цепочкино, и дальше пешком до Уржума. Ребята задокументировали весь свой поход. Обратно вернулись теплоходом по р. Вятке до Разбойного Бора, прошли сквозь дремучий бор по лежневке до станции Марадыковский и оттуда электричкой вернулись в Оричи. Это был своего рода подвиг для советских детей, за который они были удостоены значка «Турист СССР».
Апогеем ее туристской деятельности стал 1971 год. Подготовленная ею команда Оричевской школы заняла 1-е место на областном этапе военно-спортивной игры «Зарница» и затем участвовала во всесоюзном этапе игры «Зарница» в г. Бресте. Как вспоминают участники этих соревнований, они жили в казармах воинской части, несли дежурство в качестве дневальных, выполняли марш-бросок на 15 км с полной выкладкой. Деньги на проезд и суточные всегда изыскивала А.П. Клабукова.
ЭНТУЗИАСТ ПОИСКА
Она будила интерес детей к изучению следов прошлого. В год 40-летия Пионерии оричевских следопытов пригласили на всесоюзную краеведческую конференцию в Москве. Оричане представили рассказ о первом вятском пионервожатом Шуре Волкове. В начала 20-х годов он был направлен из Москвы в Вятку для организации детского движения и был кумиром вятских детей. «Обращаю ваше внимание на товарища Волкова, работавшего в Вятке в пионерском движении и поставившего там очень хорошо это дело», – отозвалась о нем Н.К. Крупская. Шура Волков погиб во время Великой Отечественной войны. Но вездесущая А.П. Клабукова сумела разыскать его жену и устроила с ней встречу своим воспитанникам.
Эти удивительные изыскания о первом вятском пионервожатом были представлены в Москве с трибуны конференции ученицей Оричевской школы Ниной Вахониной (будущей учительницей Ниной Лукояновной Тупицыной). Ее голос записали московские радиожурналисты. По возвращении в Оричи Нина Вахонина услышала свое выступление в знаменитой радиопередаче «Пионерская зорька».
Уроженка Подмосковья, Антонина Петровна отлично знала столицу и ее именитых обитателей. Часто она приезжала со школьниками на квартиру к участнику битвы за Москву Герою Советского Союза Александру Никитичу Шихову – уроженцу Оричевского района. Увидеть живого Героя Советского Союза было чудом для детей из провинции. Обязательным для нее было и посещение ленинских мест. Прибыв однажды в Горки Ленинские, путешественники обнаружили бесконечную очередь из иностранных туристов. Клабукова быстро с кем-то договорилась и пристроила детей к группе длинноногих африканцев. Начался эмоциональный обмен знаками приветствия.
Такие путешествия расширяли кругозор школьников, воспитывали любовь к малой и большой Родине.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Все результаты экспедиций были представлены в музее Оричевской школы. «После далеких и близких путешествий ребята с любовью оформляли альбомы и дневники, приводили в порядок собранный в пути краеведческий материал», – писала в районной газете «Искра» известная оричевская поэтесса Людмила Ишутинова. Материалы музея активно использовались на уроках истории и географии. Светлана Минчакова (сейчас Шубина) вспоминает, как на уроке истории ее впечатлили подлинные карты времен войны с нанесенной на них боевой обстановкой.
Со вкусом оформленные стенды и витрины с экспонатами размещались во всю длину школьных коридоров второго и третьего этажей. Во время школьных перемен дети выходили из классов и невольно погружались в атмосферу музея, рассматривали краеведческие находки.
При музее работала и лекторская группа из старшеклассников. За каждым разделом музея был закреплен юный экскурсовод, который досконально погружался в свою тему. Сама А.П. Клабукова имела обыкновение работать в музее по воскресным дням, когда в школе стояла тишина.
МАДАМ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
За кипучую деятельность ее шутливо называли Электровеником. За прямоту и открытость звали Петровна. За доброе отношение к своим подопечным районная газета «Искра» окрестила ее второй матерью. Клабукова была душой любой компании. Всегда ходила в туфлях с высоким каблуком, одевалась со вкусом, всегда носила с собой фотоаппарат и сама печатала фотографии. Используя свой авторитет и многочисленные связи, она покровительствовала выпускникам школы в трудоустройстве и продвижении по службе. Двери ее дома были всегда открыты.
Нина Лукояновна Тупицына вспоминает, как однажды студентами они шли мимо дома Клабуковых и заметили свет в окнах любимой учительницы. Несмотря на поздний час, решили зайти. Антонина Петровна накрыла стол, Василий Николаевич достал яблочную наливку собственного изготовления. В задушевном общении просидели до полуночи.
Любопытный эпизод рассказала Светлана Минчакова (ныне Шубина): «В наш выпускной вечер мы отправились всем классом на ночную прогулку. Петровна попросила ее подождать и пошла снять туфли на высоком каблуке. Мы вышли на улицу и направились к парку. Стояла полная луна. Вдруг на дорогу выскочила черная кошка и перешла нам дорогу. Плохой знак для выпускников. Петровна как рванула вперед всех и первой перебежала это место. «Чтобы у вас было все хорошо!», – с улыбкой сказала она».
ДУША ШКОЛЫ
Приближался 50-летний юбилей Оричевской школы. Она мечтала провести большой праздник, на котором обнять всех выпускников. Но неожиданно занемогла и слегла в больницу. Каждый день ей становилось хуже.
Она еще жила мыслями о музее. Делилась идеями, как лучше провести юбилей. «Подождите, вот я выздоровею», – обещала она. А сама угасала на глазах. Встретить 50-летие школы ей так и не довелось. Праздник состоялся без участия Антонины Петровны. Ей было всего 62 года.
Казалось бы, как мало! Ведь педагоги советской школы – признанные долгожители. Но была в ее ранней кончине и удивительная логика. Ведь спустя несколько лет те исторические идеалы, в которые свято верила Антонина Петровна, были цинично растоптаны и оболганы. И блаженна ее душа, не видевшая этого.
О. Четвериков, г. Киров
Автор благодарит Т.Г. Чикишеву (Суворову), Н.А. Булычеву, Г.И. Халевину, А.В. Каршкову
и многих других за помощь в подготовке этого очерка, а также А.А. Осипова, предоставившего снимки.
* * *
P.S. Уважаемые читатели! Если у вас сохранились в памяти яркие эпизоды с участием А.П. Клабуковой, автор просит поделиться ими. Звоните в редакцию по тел. 2-29-79.