Рябинушка. «Есть здесь что-то такое, чем живу и дышу»

«Я нигде так не исповедовался, как в вашей «Рябинушке». Очень располагает к тому ваш клуб», – сказал в завершение творческой встречи, состоявшейся в канун Всемирного дня поэзии и дней вятской книги, кирово-чепецкий поэт, руководитель городского литературного клуба «Поиск» Анатолий Фокин.

Анатолий Александрович поведал нам о своем творческом пути, выразительно наизусть читал стихи собратьев по перу, коротенько рассказал практически о каждом. И только потом представил нам собственные поэтические творения, где стихотворение «Сон» про март… как будто про нынешнюю погоду. Буквально один в один! Вот, посмотрите:
Март возвращает зимние долги
Морозным хрустом, посвистом метелей,
И мысли, как зловещие круги,
Расходятся от этой карусели.
Уже пытались первые ручьи
Пробиться сквозь заснеженное царство,
Но снова мир безропотно молчит,
Испытывая зимнее коварство.
Но все вернется на круги своя.
И засыпая под кутеж метели,
Мне снится чудный голос соловья
На лучезарных красках акварели.
Да, совсем скоро все вокруг окрасится в нежную зелень, и запоют свои звонкие, ностальгические для сердца каждого русского человека песни, соловушки. И тут живо вспоминается: «Ах, как голосисты они были в юности!». Выводили свои рулады не на один-два голоса, как сейчас, а настоящими птичьими хорами. Рассказываю внукам, порой и самой не верится, какое было птичье многоголосье. Неблагоприятная экологическая обстановка все-таки делает свое мрачное дело, за прожитые годы просто констатируешь – насколько меньше стало птиц…
А возвращаясь к нашему поэту, стихотворение которого натолкнуло меня на эти размышления, надо заметить, что Анатолий Александрович корнями уходит в Рязанскую землю. Правда, родители в начале пятидесятых решили переехать в Крым – контейнером перевозили вещи, а корова ехала в товарном вагоне.
Мать поэта была беременна им, однажды пошла доить коровушку и не успела вернуться, так и ехала со скотом до следующей остановки.

Семья была большая и дружная – детей семеро, а мама успевала везде. Дома было простенько, но всегда идеально чисто. Сейчас поэт удивляется – когда и отдыхала родная труженица…
Он же очень рано уехал из дома, сам получал образование, зарабатывал на жизнь, занимался спортом. Говорит, что в наши дни не может смотреть спортивные соревнования, по его мнению: «Когда играют за бешеные деньги – не играют, а мучаются». Вот раньше спортсмены выкладывались по полной за честь Родины, получая за то символические суммы.
В Кирово-Чепецке живет и работает на химкомбинате уже более 50 лет. Пока были живы родители, практически каждый год навещал их в Крыму. А когда возвращался, всегда с нетерпением ждал встречи со ставшей родной землей вятской. Когда-то, именно в момент такого приезда домой, родились эти строчки:
«Притяжение»
Здравствуй, хмурая Вятка, –
Моя радость и грусть.
Где бы ни было сладко,
Но к тебе я тянусь.
То ли воздух особый,
Сохранивший века;
То ли здешней зазнобы
Колдовская рука
Меня манят и манят
В эту древнюю глушь,
И несу, как в дурмане,
Я нелепую чушь.
Стихотворной строкою
Сам себя извожу.
Есть здесь что-то такое,
Чем живу и дышу.
Уж мы-то, как никто другой, знаем, что есть в нашей вятской местности, в вятских людях какая-то чудная особинка, проникающая не просто в душу, а куда-то еще глубже.
«Рябиновцы» не остались в долгу – тоже читали стихи, исполняли песни на стихи вятских поэтов. Особенно отличились Александр Дряхлов, Петр Чащин, Анастасия Лялина, Леонид Бажин…
В подарок от гостя мы получили два сборника кирово-чепецких литераторов, за что премного благодарны! Общение продолжалось до вечера. Расходились умиротворенные, унося в душе частичку доброты и света от дружеского общения, от поэтического творчества…

Тут хочу переключить внимание с одного поэта, Анатолия Фокина, на другого – нашего известного поэта-земляка, уроженца с. Пищалье. Поздравляя оричан с Новым годом, Валерий Геннадьевич Фокин написал стихотворение, которое актуально для нас вне времени:
Коль привычка – вторая натура,
По привычке стихи вам дарю
В новый год Златорогого Тура
По славянскому календарю.
Как дитя среднерусской природы
Всем славянам признаться готов,
Что я – тур истобенской породы,
Диковат, но зато без рогов.
Так как в Оричах библиотека,
Завершая свой творческий труд,
Превратила меня в человека
С первых книжек прочитанных тут.
Неизбывное чувство простора
Испытав у реки на юру,
Я всегда из Разбойного Бора
Кисть рябины с собою беру.
И когда проезжаю Пищалье,
Знаю, голову низко склоня,
Осеняет высокой печалью
Храм, где тайно крестили меня.
Он зимою не раз мне приснится,
Городской разрывая покой,
И поможет весной возвратиться
Под рябину над нашей избой.
Там не жалкая немочь гламура –
Буйный ветер ворвется в мой стих,
Словно мощь Златорогого Тура
С истобенских лугов заливных.
И дополнил его необходимыми пояснениями. Тем, кто не в курсе, я приведу дословно:
«По году: Славянский Новый год начинается 20 марта. Это год Златорогого Тура (он же Бык). Любит он неспешность, рассудительность и благоволит трудолюбивым людям. Стоит контролировать свои эмоции и импульсивные порывы, следить за здоровьем и не допускать эмоционального и физического перенапряжения. По мне:
1) Истобенскую (Istoben) породу крупного рогатого скота вывели в конце 19 века в Вятской губернии в селе Истобенск (откуда получила свое название). В племенную книгу была занесена в 1943 году. Порода хорошо приспособлена к местному климату, отличается выносливостью и долголетием.
Детство мое прошло у бабушки Лизы в деревне Тупицыны под Истобенском. Я еще дошкольником так увлеченно рассказывал об истобенских коровках, что меня в районном поселке Оричи местные шпаненки дразнили «истобенская скотина». В виду чего я многократно лет с пяти с ними дрался, их бил и был бит ими, но, в конце концов, заслужил уважение своей упертостью.
2) Оричевская районная библиотека – первая, в которую я был записан с первого класса, а приходил еще раньше, поскольку читать выучился с помощью мамы – учительницы начальных классов – еще дошкольником.

НА СНИМКЕ: село Пищалье. Церковь Троицы живоначальной.

3) В селе Пищалье, где я родился в ночь на Новый 1949 год в сельской избе, был бабушкой Лукерьей окрещен в Троицкой церкви тайком от отца, бывшего фронтовика и молодого коммуниста, недавно назначенного директором сельского сиротского детского дома. Кстати, служба в храме велась в военные и послевоенные годы вплоть до хрущевских гонений, а старшим детдомовцам неофициально разрешалось общаться с батюшкой.
В лесной поселок Разбойный Бор, где в деревенской избе живу каждый год с конца апреля по начало октября, езжу через Пищалье, крестясь на «свой» храм Троицы Живоначальной».
Вот такое получилось необычное повествование о двух поэтах-однофамильцах. Еще полнее познакомиться с их творчеством вы можете, придя в нашу библиотеку, где представлены их книги (12+). Мы всегда рады вам, дорогие оричане и гости нашего поселка!

Г. Замятина, зав. отделом обслуживания ЦРБ им. Л. Ишутиновой

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + = 5