«Прошу при наборе в ряды РККА девушек направить меня первую»

НА СНИМКЕ: ученики Оричевской средней школы посетили ветерана Великой отечественной войны Инессу Алексеевну Мамаеву, конец 1970-х годов.

Сегодня поведаю историю, которая пока еще складывается из разных фрагментов.
Разбирая различные архивы, всегда обращаю внимание на фотографии, которые, в отличие от документов, могут визуально рассказать гораздо больше, но именно фотокарточки и хранят в себе больше вопросов.
Все началось с обычной фотографии, на которой ученики Оричевской средней школы в конце 1970-х годов посетили ветерана Великой отечественной войны. На обороте одного из фото были подписаны имена участников того события. Моложавость Инессы Алексеевны Мамаевой вызывали некоторые сомнения, что она являлась участником той далекой войны, однако все впереди… Комсомольцы Надя Кропачева, Лена Белослудцева, Люда Брюхова, Аля Пономарева и Сергей Луценко вручают адресату цветы, но пока по неизвестному нам поводу.
Спустя некоторое время после изучения этого кадра, мне попались две вырезки из газеты «Коллективное животноводство» за 1942 и 1944 годы. Упомянутое в заметках имя Зинаида давало мне повод считать, что это просто однофамилица. Можно только догадываться, почему было изменено имя, и осталось лишь найти другой документ или любое воспоминание свидетелей тех событий.
Конечно, занимаясь работой с различными документами и материалами, преследуешь несколько целей и всегда стараешься решить большое количество задач. Чаще всего приходится из нашего времени уходить в поиски свидетельств в другие времена. И именно оттуда я и получил удивительный подарок в виде письма, которое написал спустя какой-то период Инессе Алексеевне спасенный ею раненый на войне Юрий Пономаренко.
Описать текст письма невозможно, поэтому представляю выдержки из двух страниц трогательного и очень искреннего обращения раненого красноармейца к своей чудесной спасительнице.
«Дорогая Инесса Алексеевна!
Милая моя, фея-волшебница! Безгранично счастлив, что мне удалось узнать, где Вы находитесь. Не обижайтесь, что я так называю Вас. Вы действительно явились в тот роковой для меня день неизвестно откуда. Вот почему я не нахожу себе места, пока не отблагодарю Вас. Инесса Алексеевна! Вы, конечно, имеете сейчас семью, иначе и мыслить нельзя, но я Вас очень прошу, объясните дома, что этот безумный человек все-таки назло всем врагам остался жив. Вы, вероятно, тоже думали об этом? Вспомним, сколько было кругом трупов?!
Как сейчас вижу и воспроизвожу в памяти этот случай. Немец бесперебойно стрелял по шоссе. Меня ударило далеко в поле, но к шоссе я подполз, когда еще был в сознании, и видел, как между море снарядов проскочила машина, но это было еще очень далеко, все мои труды были напрасны. Видимо, я вновь потерял сознание и больше ничего не помню. Вдруг я очнулся от каких-то частых звуков, напряг все свое внимание и понял, что далеко от шоссе скачет лошадь. Много усилий приложил я, чтобы подвинуться еще немного, но все было напрасно. Я поднял головной убор и сильно закричал. Больше опять ничего не помню, снаряды взрывались повсюду. Смутно представляю, что кто-то перевязывал меня, но когда я был уже в госпитале, то понял, что это не были руки медика, но чья-то ласковая, нежная рука.
Милая моя, извините меня, я почему-то на всю жизнь запомнил Ваши красивые глаза и Ваш звучный девичий голос. Когда Вы закричали кому-то, я на миг очнулся, и, Вы не можете себе представить, какое у меня было удивление, что я увидел не солдата, а девушку, которая, рискнув жизнью в такую страшную минуту, спасла незнакомому человеку жизнь. Боже мой, какая Вы милая! Все это может понять только тот, кто испытал эти страшные минуты.
Не понимая как, а просто догадываюсь, как оказался у меня Ваш медальон. Правда, сестричка мне сказала, что в бреду я просил узнать, кто Вы такая, и поступили благородно, оставив мне свой медальон. Сколько я не пытался узнать, мне удалось установить только то, что Вы – юная разведчица. Моя добрая, бесстрашная. Вы сейчас имеете солидный возраст, но не удивляйтесь, что в моей памяти сохранилось все до мелочи, что до сих пор берегу в памяти эти минуты. Если б я мог знать все, как это случилось…
Я, бывший советский офицер, конечно, не верю в Бога, но дай Вам Бог быть счастливой. Так всегда говорят. Дарю часы и брошь. Это моя исповедь перед Вами. Очень и очень извиняюсь, что часто задумываюсь над тем, если бы не Вы, я никогда бы не увидел больше белый свет».
* * *
«Как Вы могли решиться на такое дело ради неизвестного Вам человека?! Это ведь не было Вашим долгом, не входило в Ваши задачи! А как мне потом передали, Вы спешили с выполнением какого-то важного поручения. Нянечки сказали, как вскочила в седло, так мы только и видели. Прощайте, милая моя, и не осуждайте.
Еще запомнил, как Вы сказали: «Все будет хорошо» и Ваша милая улыбка тоже запечатлилась на все годы. Пусть и Вам будет в жизни хорошо.
С приветом Юрий Пономаренко».
Эта трогательная история пока еще хранит в себе загадки, и я прошу откликнуться всех, кто может рассказать биографию Инессы Алексеевны Мамаевой. На данный момент известно только то, что до войны она работала пионервожатой в Камешницкой школе.
Сообщения присылайте на электронную почту alexos99@mail.ru, в группу в социальных сетях «Оричи-Краевед» или звоните по т. 8-909-137-05-31.
А. Осипов, краевед, п. Оричи — г. Киров

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 55 = 60