Неожиданная находка

НА СНИМКЕ: уроженец деревни Волость Оричевского района Леонид Яковлевич Шипелов, 1988 год.

Несколько лет назад, когда я увлекся изучением истории Оричевского района, меня всегда мучал один вопрос: «Где искать ответы на свои вопросы?».
Настойчиво шел к тем, кто уже ранее занимался краеведением или мог иметь какие-то материалы по интересующей меня теме. Самым полезным советом оказался тот, на который я сперва обижался и никак поверить в него не мог. Он звучал так: «Читай газету «Искра»! Надеюсь, многие, кто его знает, догадались, что это слова Семена Ивановича Четверикова. Если считать количеством экземпляров, годами выпусков или массой газет, получается значительно, но… возможность пришла неожиданно.
С приходом «ковидных» выходных дней мне удалось чаще ходить в библиотеки и за два года изучил и собрал огромный объем информации для работы, начиная с первого выхода газеты «Коллективное животноводство» в 1932 году до наших дней. Уверяю вас, что это того стоит, если хотите знать про свою Родину! Семен Иванович абсолютно прав, так как в газетах отражена вся наша жизнь не сухими архивными данными, а живым человеческим языком. Работая с накопленным материалом, стало проще ориентироваться в любимой мною социальной сфере.
Уже длительное время уделяю внимание школьному кусту Быстрицких школ. Такие школы как Мало-Гарская, Минеевская, Студенецкая многие жители района могут вспомнить, но в общении с учителями Быстрицкой школы Галиной Александровной Кротовой и Еленой Николаевной Леденцовой я узнал еще две деревни: Рубцовы и Волость, в которых были классы начальных школ. Архивные данные точных ответов не дали, но Быстрицкий краеведческий музей хранит материалы по Рубцовской школе, которая была открыта в 1913 году.
Находка, которая была мною обнаружена в газете «Искра» от 2000 года, была очень интересная. Уроженец деревни Волость Леонид Яковлевич Шипелов написал и напечатал историю своей родной деревни. Благодаря тому, что он написал об этом в газете «Искра», мы нашли тот единственный экземпляр книги, который он подарил и подписал Быстрицкому музею. Книга написана с большой любовью к Родине, и о своих. Подробно описан крестьянский быт, сельский уклад жизни на полях и фермах. Автор особенно обращает внимание на атмосферу дружбы, которая царила в деревне, и не обходит стороной тяжелые годы жизни во время войны.
Совместно с Оричевской центральной районной библиотекой нам остается размножить этот единственный экземпляр, чтобы все могли ознакомиться с уникальным изданием.
Выдержки из книги «Деревня Волость. Жизнь в деревне» (12+), 2000 год:
«Деревня Волость была одной из самых северных деревень Оричевского района. Севернее ее была только деревня Луговые, расположенная на левом берегу реки Быстрица, в которой было не больше десяти домов. На западе от деревни Волость была деревня Базаны, на юго-западе – деревня Сусловы и на северо-западе – Рубцовы. На северо-востоке от деревни Волость были Антоновы, Домнины и Берег. На юге – деревня Юрины.
Исторически деревня Волость включала в себя три деревни:
– нижний западный конец назывался деревня Подгорена, так как он действительно находился под горой;
– верхний восточный конец состоял из двух деревень: правая сторона называлась деревня Нагорена, а левая – Деминцы.
В 60-х годах нашего века (ХХ) в деревнях Волость и Шипеловы было 67 домов и в них проживало по ориентировочным данным около 330 человек.
До войны председателем колхоза им. Горького был мой отец Шипелов Яков Кузьмич. В нашем доме на втором этаже находилась колхозная контора. Здесь же были курсы «ЛИКБЕЗ», то есть курсы ликвидации безграмотности, на которых наши люди учились писать и считать.
Мы учились два года в деревне Волость во 2-м и 3-м классах. Во втором классе школа была в кирпичном доме на 2-м этаже у Николая Матвеевича и Анны Ильиничны. Решение об учебе в деревне Волость было принято исходя из того, что из деревни Волость училось тогда с десяток ребятишек и еще много из деревень Сусловы, Базаны, Рубцовы, Юрины, Луговые, Домнины. Естественно, тогда в школу нас не возили, мы ходили пешком, а в деревню Волость ходить было гораздо ближе.

НА СНИМКЕ: Ральникова Таисия Гурьяновна с учениками в селе Быстрица, 1940 год.

Когда мы учились в третьем классе, школа была в деревне Волость в доме дяди Ивана Кузьмича. Моей первой учительницей была Носкова (Ральникова) Таисия Гурьяновна.
В 1945 году приходит она к нам в класс и объявляет, что сегодня уроков не будет, так как закончилась война, закончилась разгромом немецких войск и Победой Красной Армии.
Мы от радости запрыгали, закричали и разбежались по домам, довольные, мы тут же сообщили об этом нашим родителям. Я никогда не забуду реакцию моей мамы на эту новость, так как она сразу же заплакала… Это мне сейчас понятно почему, а тогда мы и очень многие семьи получили с фронта похоронки и вместе с радостью были слезы на глазах. Похоронку на отца мы получили в мае 1942 года.
Приведу один пример, связанный с войной. Во 2-м классе учительница заставила нас написать письма своим отцам на фронт, а это было в 1943 году. Я написал отцу письмо, сделал одну ошибку: слово «до свидания» написал слитно, но за письмо получил оценку «отлично», хотя и сделал ошибку. Как потом объяснила Таисия Гурьяновна, «отлично» она поставила за слова, которыми я тогда закончил письмо: «Папа, вернись быстрее с Победой домой!». Как я додумался до этого, я не знаю, но факт запомнил на всю жизнь. Более того, мы отцов тогда называли не папа, а тятя.
В первом и четвертом классах мы учились в селе Быстрица в «желтой» школе, где зимой было холодно, и нас переводили учиться в бывший сельсовет, это в 1-м классе и в здание напротив школы в 4-м классе. Кстати, учиться тогда начинали с 8 – 9 лет.
Если сказать, что было трудно, тяжело, значит, не сказать ничего. Шла война. Не хватало учебников, бумаги, приходилось писать на газетной бумаге, но по ней расплывались чернила. Мы выходили из этого положения так: в чернильницу добавляли каплю меда и чернила уже не расплывались. В эти годы мы действительно были школьниками и в полной мере испытали на себе все трудности и лишения, которые выпали на наше поколение. Моя память в большей степени сохранила именно учебу в школе, тем более, что из 18 лет жизни в деревне 10 лет я учился.

НА СНИМКЕ: жители деревни Волость, 1933 год.

Особенно трудно приходилось в 8 – 10 классах, когда экзаменов было много. Поработав с утра дома в усадьбе, идешь в школу во вторую смену, а это 7 километров пешком, сдавать экзамены. Такие же чувства остались и у моей сестры Тамары, она тоже закончила 10 классов средней школы в Торфе (п. Торфяной).
Я очень благодарен маме за то, что в то время она дала мне возможность получить образование. Благодарен своим учителям, которые привили мне любовь к учебе, что оказало огромное влияние на мою дальнейшую судьбу.
Подполковник Л.Я. Шипелов, г. Москва,
32 года службы в научно-исследовательских институтах по оборонной тематике».
Подготовил А. ОСИПОВ, краевед, п. Оричи – г. Киров
Фото предоставлено автором

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + 1 =