Благовестник. И укрепляется вера

О своем паломничестве по святым местам, связанным с рождением Иисуса Христа, его искупительной жертвой, Крестными страданиями и Воскресением, сегодня читателям рассказывает настоятель церкви Спаса Нерукотворного в селе Спас-Талица о. Николай.

Гроб Господень

– Все события в поездке, совершенной в 2008 году, казалось, происходили буквально вчера, настолько остались в памяти животрепещущие впечатления от нее, – начал свое повествование священнослужитель. – Ездили мы с группой паломников из Кировской области, всего нас собралось около 40 человек. В первую очередь посетили Храм над Гробом Господнем в Иерусалиме на горе Голгофе. Он очень большой, много приделов – святых мест, где установлено богослужение – алтарь. Там служат православные, католики, арабы, греки. Храм находится в совместном владении и под совместным управлением нескольких христианских конфессий. Во избежание недоразумений в порядке служб все соблюдают исторически сложившийся status quo, то есть распределена очередь по времени. Есть православные приделы, есть католические. На месте, где распяли Христа, как раз под Голгофой осталась трещина – разлом, которая сейчас закрыта стеклом. Сама гора прикрыта полом, где сделано отверстие в виде звезды, там паломники могут приложиться для почитания, стоит и Крест. Рядом с храмом на горе устроен алтарь Гроба Господня. 
Каждый год в великую субботу перед Пасхой прибывают представители израильской власти и опечатывают вход Гроба Господня большой восковой печатью, как это было во времена Христа. Потом приходит иерусалимский патриарх. Его раздевают до подрясника, обыскивают, чтобы не было ни спичек, ни зажигалок. Снимают печать (кустодию), и он заходит в Гроб Господень для молитвы, а все люди стоят у входа. Потом появляются всполохи благодатного огня, и патриарх выносит зажженные свечи. В первые минуты, когда нисходит благодатный огонь, горящий голубовато-белым светом, он не жжется, не опаляет. После им зажигают лампады, привозят огонь и в Россию. Во многих церковных лавках можно купить свечи, обожженные благодатным огнем. 
Колонна Святого огня — одна из мраморных коринфских колонн с левой стороны расколота почти наполовину. Согласно греческому преданию, в Великую субботу 1634 года в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне) турецкие власти заперли храм, не допустив православных на принятие благодатного огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, из трещины расколовшейся колонны сошел благодатный огонь, и у православного патриарха Иерусалимского загорелись свечи. С тех пор право принятия Святого огня никто не оспаривал.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой толщиной 30 сантиметров. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение в гроб изображено на большом мозаичном панно за Камнем, над которым горит 8 лампад. Греки приносят масло с лампад и возливают на него. Прихожане разбирают масло ваточками, чтобы увезти домой как память о святой земле. На пятый раз, когда у нас получилось прийти, я приложился к Камню. В этот момент грек-монах выливал масло, и мои руки, рукава и половина недавно купленного деревянного креста – все оказалось пропитанным этим маслом, словно это Господь послал: «Хотелось тебе очень, вот тебе много…». За кратчайшее время Камень вновь стал сухой. 
От Камня помазания паломники проходят влево, под своды ротонды, к часовне Гроба Господня, или Кувуклии, там над дверью в четыре ряда висят лампады. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей, или «часовней франков». Одно из украшений часовни – русская резная серебряная сень первой половины XIX века с 12 иконами святых апостолов, выполненными в технике ростовской финифти. Вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». 
Пещера Гроба Господня величиной приблизительно три на два метра шириной, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной, где лежало тело Спасителя. Здесь светло от множества лампад и ламп в огромных подсвечниках. До сих пор сохранился Камень, закрывавший когда-то вход в пещеру. На нем сидел ангел, которого увидела Мария Магдалина, а теперь на Камне совершаются литургии. 
Когда прошли далее, увидели в специальной нише Камень бичевания (фрагмент порфировой Колонны бичевания высотой 0,75 метра), к которому, по преданию, был привязан Христос, избиваемый римскими воинами по приказу Пилата. Гид рассказал, что когда люди прикладываются к камню (престолу) ухом, то слышны стоны и удары плетью. Я вначале не поверил, но когда сам приложился ухом, то действительно услышал стоны и удары. Ощущения после службы на Гробе Господнем, где нисходит благодатный огонь и причащаются паломники, непередаваемые. Люди едут помолиться со всего мира.

Стрельба в святом месте
– Мы проходили крестным путем, которым шел Спаситель, – продолжает о. Николай. – Останавливались на каждой станции, где останавливался он, там, где Вероника бросила ему плат, где он упал с крестом… Во время прохождения этого пути еврейские мальчишки подбегали и плевали на православных. Это очень нехорошо, но так было и во времена Христа. 
В связи с этим вспоминаются еще два неприятных момента. После ночной литургии мы вышли из Храма Гроба Господня, а двери старого города закрыты, полиция нас не выпускает. Почему? Девушка из нашей группы, знавшая английский язык, перевела, что это в целях безопасности: в городе чрезвычайная ситуация. Действительно, были слышны автоматные очереди. Объяснили, когда часа через два все закончится, нас выпустят. Все это время мы находились в старом городе, потом стрельба прекратилась, и двери открыли. Оказалось, это у них нормальная ночная разборка. В таком святом месте! Но на этом неприятности не закончились.
До гостиницы оставалось метров сто, как неожиданно кто-то в нас бросил бутылку со спиртным. Оглянувшись, увидели – за нами гонятся четверо агрессивно настроенных молодых парней. Спаслись мы чудом: один из преследователей был очень пьян. Он развернулся за нами, со всего маха ударился лбом об столб и упал. Пока его приятели поднимали, мы забежали в гостиницу и заперли дверь. Двое молодых людей остались внизу нас подстраховать. Все мы, в том числе пожилые люди, успели спрятаться. А тем временем хулиганы ломились в двери, били стекла. Когда я попросил администратора вызвать полицию, он только пожал плечами и промолчал. Завидное равнодушие!
…А утренний Иерусалим прекрасен! Поражает красота Божьего мира. Когда мы ехали к Вифлеему (место рождения Христа), ощутили это в полной мере. Сохранена Пещера пастушков, где пастухам явился ангел, возвестивший о рождении Христа. 
Хотя природа Палестины, с одной стороны, небогата – каменистая местность, скалы, горы, но она уникальна тем, что все перелетные птицы останавливаются здесь, на святой земле, а весной в садах все цветет и благоухает. Даже осенью, в конце ноября, еще немало цветов и зелени.

В Египте
Из Иерусалима мы направились на гору Синай. Там всей группой встречали изумительной красоты рассвет. По дороге на Синай видели монастырь Герасима Иорданского (Грачевника), здесь останавливался Иисус. Рядом небольшой скотный двор, дальше долина Мертвого моря. 
Посетили место, где подвизался преподобный Иоанн Лествичник, известный подвижник, написавший знаменитую Лествицу. 
А вот на полуострове и православный монастырь Санта-Катерина-дель-Сассо, или Святой Екатерины! Монастырь расположен в труднодоступном месте, в скале на Лаго-Маджоре. Он служит жилищем монахов-отшельников. Сегодня до него можно добраться как со стороны озера, так и по суше. На колокольне его – три креста, а рядом на храме – месяц. Мусульмане, когда нападали на православные храмы, монастыри, то грабили их и разрушали. Чтобы монастырь не разрушили, один из правителей велел поставить и полумесяц. В монастыре почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной. Ему уже более двух тысяч лет и растет он только в этом месте. Моисею явился Господь в горящем кусте и возвал к нему, чтобы он вывел израильский народ из Египта в Обетованную землю. Огонь был настолько сильный, что на камнях (и внутри них) вокруг куста видны проекции веточек. Паломники входят внутрь храма без обуви, потому что в свое время Господь велел Моисею снять обувь в этом святом месте. 
Монастырь Георгия Хазевита тоже находится в горах, а монахи живут в кельях в скале. периодически они спускают вниз корзиночки для еды. В монастыре — частицы мощей святых и нетленные мощи св. Георгия. Здесь и пещера, где жил пророк Илия. 
Поднимались мы и на гору Фавор, где произошло Преображение Господне, где он молился со своими учениками. Туда ведет дорога-серпантин, обложенная камнями. Вдоль нее растет много лиственных деревьев и кустарников.

Живое Евангелие
То, что мы читаем в Евангелии, кажется далеким и недосягаемым. Главное впечатление от святой земли – живое Евангелие живой истории. Всего 4 часа на самолете, и перед глазами святые места, где был Господь. Для православных людей – это место духовного отдыха. Оттуда возвращаешься, словно из рая.
Здесь все намолено не только паломниками, тут ходил сам Господь, Богородица, апостолы, совершались чудеса. Гора Вознесения, Елеонская гора, гора Преображения, Гроб Господень, камень Помазывания, где Господь был осужден, где он находился в узах, Синай, где Моисей получил 10 заповедей и другие святые места. Туда нужно ездить молиться, а не в качестве туриста. Среди нас были разные люди, но Господь всех выровнял. Даже у людей неверующих стала зарождаться вера. Многие купили иконочки, впервые пошли на исповедь, стали причащаться, учиться христианской жизни. Кто сомневается в вере, полезно съездить туда, помолиться и попросить у Бога помощи.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 6 =