Борьба с «опиумом для народа» на арбажской земле

В этом году отмечают 100-летие с начала эпохи гонений на Русскую православную церковь. Не обошли стороной эти события и Арбажский район. Предлагаем вашему вниманию выдержки, касающиеся этой темы, из созданной в 2002 году исследовательской работы «Арбаж православный» выпускницы областной краеведческой школы арбажанки М. Касаткиной.

«После октября 1917 года произошло не просто отделение церкви от государства; новая власть объявила себя непримиримым врагом православия. Воинствующие отношения к церкви и верующим можно проследить на судьбе Сретенской церкви и Александрийского женского монастыря.

На основе архивных материалов за 1918 – 1934 гг., … (можно выделить) 7 этапов антирелигиозной политики, проведённой на арбажской земле, которая привела к разрушению православных святынь. Это ликвидация монастырей и их подворий (примерно 1918 – 1924 гг.), репрессии против священников и церковнослужителей (примерно 1930 – 1934 гг.), изъятие церковных ценностей (1920 – 1934 гг.), навязывание обновленчества с целью раскола церкви (примерно 30-е годы XX века), закрытие церквей (примерно 1932 – 1934 гг.), снятие колоколов (примерно 1934 г.), разрушение храмовых зданий (примерно 1934 г.).

Первоначально «красный террор» обрушился на православные монастыри. В 1918 году игуменья Елена, настоятельница Александрийского женского монастыря, была арестована и подверглась жестоким пыткам органами ГПУ в целях раскрытия местонахождения монастырского золота. В статье протоирея Алексея Сухих о гонениях на православное духовенство Вятской епархии мы читаем: «Игуменью Елену, настоятельницу Арбажского женского монастыря, ставили на раскалённую сковороду голыми ногами, требуя выдачи драгоценной церковной утвари, которую она, предположительно, спрятала на территории монастыря во время его разгона, а затем полуживую закапывали в могилу». («Арбажские вести» от 20 июня 1996 года (№ 74), от 26 ноября 1996 года (№ 142)).

В Великий пост в 1918 году, по воспоминаниям … Марии Михайловны Метелёвой, «около 90 монахинь было арестовано и этапировано в город Котельнич. В Арбаже эту колонну-этап провожал и отец Николай. Горестными глазами он смотрел на своих сестёр по Христу. И старческая рука поднялась и осенила правильным православным крестом эту колонну, благословила её в путь. А из уст отца Николая исходили слова: «Птички мои, птички мои полетели, но ничего: солнце взойдёт, пригреет и вернутся». Дальше города Котельнича этап не погнали, а распределили здесь в пересылке.

Приближалась пасхальная ночь, из окон тюрьмы раздавалось: «Христос Воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот даровав». Пели монахини, пели священники – пели Пасху. Город просыпался, шёл к тюрьме слушать церковное пение, шёл славить Христово Воскресение, шёл славить воинство Христово. Несли люди пасхальные яйца, сдобные пироги, куличи; несли то, чем богаты были. Жёны охранников со слезами на глазах упрашивали своих мужей принять и передать эти дары монахиням и священнослужителям. А вскоре после Пасхи монахини были освобождены и отпущены домой. Сбылись слова отца Николая: «Солнышко взойдёт, пригреет — вернуться». Солнышко – это Христово Воскресенье, Пасха.» (Воспоминания Метелёвой М.М. Архив Арбажского района.)

Монастырь был закрыт, а монахини разошлись по своим деревням, некоторые ушли в другие церкви и монастыри. Опираясь на данные старожилов, можно сказать, что Александрийский женский монастырь был закрыт одним из самых первых, если не первым в России…»

Предположительно, священником Сретенской церкви в октябре – ноябре 1917 года и чуть позже был Николай Иванович Каменецкий (1841 – 1923). Служил он здесь с 18 марта 1867 года, пользовался неизменным авторитетом у прихожан.

«…С приходом Советской власти прозорливого старца отца Николая Каменецкого хотели застрелить и похоронить на Татарском кладбище села Арбаж (теперь на этом месте ул. Лесная п. Арбаж). Но расстрел не состоялся. Из рассказов односельчан: «Приехали и схватили отца Николая какие-то грубые люди и повезли на переправу через реку Вятку к селу Сорвижи. Лошади, доехав до Арбажского кладбища, остановились. И как ни приказывали лошадям продолжать путь, они не сдвинулись с места. И отца Николая отпустили, испугавшись пророчества.» (Воспоминания М.С. Коряковцевой.)»

Умер отец Николай своей смертью в 1923 году, похоронен на церковном кладбище (сейчас это территория Сретенского храма)…

Кровавыми буквами вписана в русскую историю организованная Советской властью кампания по изъятию церковных ценностей. Единственным, самым святым, чего не следовало бы отдавать, были богослужебные предметы. Понимая это, священнослужители пытались скрыть часть ценностей, за что и попадали на скамью подсудимых, а то и подвергались жестоким пыткам. Помимо изъятия драгоценных богослужебных предметов, изымались святые иконы. Вот как говорится в одном из документов муниципального архива Арбажского района (МААР): «Постановили: изъять все ценности церкви и передать на тракторный завод, а иконы сжечь на площади» (Ф.173. ОП.1. Д.43. Л.68.).

Под влиянием усиливающейся пропаганды отношение народа к существующему строю и церкви пошатнулось… Атака на священников и религию со стороны властей была начата руками самого духовенства. Власть опиралась на так называемых живоцерковников или «обновленцев»… Раскол в церковных верхах был использован Советской властью, и внимание широкой общественности было привлечено к тому, что за всем невыполнением распоряжений правительства стояла церковь. Целью всей этой кампании было моральное и политическое уничтожение священников, «приручение» церкви и её раскол. В православном селе Арбаж проведение таких реформ не являлось исключением. В муниципальном архиве Арбажского района мною был найден интересный документ о том, что арбажане несколько раз обращались в РИК (районный исполнительный комитет) о разрешении исповедовать сначала «Тихоновскую веру», затем «Викторовскую» (Ф.173. ОП.1. Д.43. Л.55.)… Этот документ свидетельствует о том, что волна обновленчества захватила и моих односельчан.

Следующую крупномасштабную атаку «красного террора» можно назвать так «Флаги вместо колоколов». С 1929 года началась окончательная акция по богоборчества (убийство Бога в душах людей). Партийная печать буквально захлёбывалась от хвастливых сообщений об «успехах на колокольном фронте» («Колхозная стройка» от 12 февраля 1929 года, № 74).Сотни колоколов были сброшены с колоколен. Документы МААР гласят: «Церковь закрыть, колокола снять и передать на тракторный завод» (Ф.106. ОП.1. Д.12. Л.133.)

В след за антиколокольной кампанией, даже, можно сказать, одновременно с ней началось массовое закрытие храмов. Активисты-безбожники усердно собирали подписи за закрытие церквей. Об этом свидетельствуют протоколы общих собраний артелей Арбажского сельсовета, на которых выступали товарищи Н.А. Новокшонов, И.А. Емельянов… с докладами о закрытии церкви и передаче её помещения под электрическую станцию или колхозную школу (Ф.173. ОП.1 Д.43. Л.Л.6 – 9.). С целью предупредить готовящееся закрытие церкви, в РИК буквально посыпались заявления о недопустимости такого шага. По документам МААР известно, что в 1934 году Арбажская православная религиозная община … пишет заявление в Горьковский краевой Комитет,… что «все налоги и страховки уплачены в срок, церковное здание пригодно для богослужения, собрана тысяча подписей с ходатайством возобновления в церкви богослужения» (Ф.173. ОП.1. Д.43. Л.45.). Но тех, кто собирал подписи с ходатайством об открытии церкви в селе Арбаж, жестоко наказывали. Документ от 3 января 1934 года сообщает, что «в пределах Арбажского района группа церковников (две женщины) проводит нелегальные собрания по вопросу открытия церкви в селе Арбаж. Такое собрание проведено в колхозе «Искра», причём эти женщины ходят по домам колхозников, насильственным образом собирают подписи для открытия церкви и своими действиями тормозят проведение хозяйственно-политической кампании. Расследованием установлено, что более ста подписей собрано под давлением этих фанатиков. Против них возбуждено уголовное дело» (Ф.173 ОП.1. Д.43. Л.40.)…

…Сретенскую церковь в селе Арбаж в 1934 году закрывают «в целях окончательного изжития религиозных дурманов в районе» (Ф.173. ОП.1. Д.42. Л.112.) С болью в сердце вспоминают очевидцы картину её разрушения. Вот что рассказала… девяностодвухлетняя старушка Е.П.  Русакова: «Сначала снимали церковный крест: залез человек на вершину церкви, спилил его и бросил вниз. Затем снимали оставшиеся колокола, привязывали к ним верёвки, потом с силой тянули вниз. Белокаменную церковь разбирали по кирпичику, кирпич стаскивали на то место, где сейчас Арбажская средняя школа, она построенная из этого кирпича. Могилы церковнослужителей, находящиеся близ церкви, были сровнены с землёй».

…С лёгкой руки партийных публицистов местные партийные газеты извергали фонтаны грязи антирелигиозного содержания… Просматривая вскользь заголовки-штампы, ярлыки-издевательства, обнаруживаешь, что церковь и молитвенные дома – «очаги одурманивания и отуманивания трудящихся масс», «опорные пункты агитации против социалистического строительства и, в частности, против колхозников»; священники и церковники – «классовые враги с крестом и в рясе». Броские лозунги выдавались за единое мнение масс, но сочинялись в кабинетах агитпроподотделов: «Вместо колокольного звона – пусть загудят трактора», «Превратим звон колоколов в бой тракторов», «превратим церкви и молитвенные дома в школы, в клубы, больницы», «Ударим по религии успехами на культурном и хозяйственном фронте», «Снять колокола! Позволить нормально без оглушающего звона работать и учиться», «Классовый враг прикрывается маской Советской власти» (выписки из районной газеты «Колхозная стройка», 1930-е годы).

Широкие репрессии против православной церкви достигли своей цели: позиции церкви были подорваны, в стране насаждался воинствующий атеизм, утверждались новые кумиры, новая вера в утопические ценности…»

С разрешения автора исследования, материал к печати подготовила Наталья ЗЕВАХИНА

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 4