Поисковики. Кто они и чем занимаются?

Тема Великой Отечественной войны с годами не теряет актуальности в нашем обществе. Народ помнит и гордится подвигом своих предков.
Ежегодно проводится масса мероприятий, посвященных Дню Победы, отмечаются даты освобождения городов и ключевых сражений.
На первый взгляд, кажется, что государство уже сделало все возможное для сохранения памяти о тех, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей Родины. Но это только на первый взгляд… Судьбы тысяч советских солдат, отдавших свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны, до сих пор неизвестны. Это связано с несовершенством системы учета потерь в Красной Армии и сложными боевыми условиями. Наибольшее число «пропавших без вести» советских военнослужащих приходится на начальный период войны, в особенности – на 1941 год, когда РККА отступала, неся огромные потери убитыми, ранеными и пленными. За это время советские войска неоднократно значительными силами попадали в окружение, откуда удавалось вырваться немногим.
Немецкие источники утверждают, что в 1941 году в плен попало 3 350 000 советских военнослужащих. Советские источники приводят следующие цифры, что за 6 месяцев 1941 года: безвозвратные и санитарные потери составили 4 473 820 человек, пропало без вести и попало в плен 2 335 500. Не меньшими были потери и в 1942-м.
В настоящее время в России действует программа патриотического воспитания молодежи. Сейчас поисковые организации существуют в 25 «боевых» и более чем в 20 «тыловых» регионах России, объединяя в своих рядах около 15 000 молодых людей. 2/3 поисковых отрядов состоят из учащихся школ и учреждений профессионального образования.
Состав поисковых отрядов очень разнообразен. Не зависит от пола и возраста. Здесь есть люди разных профессий, разного социального положения. В некоторых отрядах состоят даже семейные пары вместе с детьми. До эксгумационных работ дети, конечно же, не допускаются, они помогают в лагере.
В чем заключается поисковая работа? Вначале по архивным документам и картам изучается история боев в конкретном районе. После осуществляется разведка на местности, определяется участок поиска. Опрашиваются местные жители, если они есть. Очевидцев тех событий практически не осталось, как правило, общаются с детьми и внуками, которые могли слышать от старших, где хоронили солдат после боя. Информация не точная, но поисковики стараются проверить указанные места, даже если это противоречит данным архивных документов. И как показывает практика – не зря!
Осматривая местность, прежде всего обращают внимание на места с просевшим грунтом, это может быть засыпанная воронка, окоп, силосная яма или погреб – туда чаще всего стаскивали тела погибших. Такие места исследуют щупом – специально изготовленный металлический стержень, который при соприкосновении с костью дает характерный звук. Но самым надежным способом является копание шурфа – узкой траншеи шириной около 70 см. Металлоискатель, вопреки расхожему мнению, далеко не всегда помогает в поиске погибших: большинство солдат хоронились без снаряжения.
Останки немцев попадаются не часто, их, как правило, вывозили с поля боя и хоронили на специально отведенных кладбищах похоронные команды. Если и находятся останки, то это чаще всего одиночные, кого присыпало во время боя. Соответственно они лежат со всем снаряжением и смертным жетоном.
Красноармейцы чаще всего погребены без снаряжения и обуви. Для идентификации достаточно пуговицы от нательного белья. Имя можно установить по смертному медальону, но это очень редкая находка, не более одного на сто погибших по статистике поиска. Иногда находятся именные вещи: ложки, котелки, фляжки, но это только косвенное указание на имя: могли переходить от одного владельца к другому – война, не хватало даже элементарных вещей.
На проведение Вахт Памяти помогают деньгами спонсоры и не равнодушные к этой теме люди. Хватает, чтобы закупить самое необходимое из еды и частично на бензин. Остальное поисковики все покупают за свой счет. А для полевых выездов нужно многое: это палатки, спальные мешки, теплые вещи, рабочая одежда, поисковое оборудование. На разведки и поиск ездят на личном транспорте.
Государство финансово не помогает поисковикам. Конечно, поддерживает движение. Порой членов поискового отряда награждают грамотами и объявляют благодарность. Но бывают и случаи непонимания. Во время одной из раскопок в прошлом году, глава местного сельсовета высказывал с раздражением: «Что вы тут все роете, кости из земли достаете? Здесь этих солдат сотни погибли, пусть себе лежат. Их потом перезахоранивать сельсовету придется. На какие деньги мы столько гробов купим?»
Особенно «внимательны» к поисковикам представители различных государственных органов: периодически проверяют, следят. Возможно, подозревают в «черном» копании.
Но свою работу поисковики ведут не для властей, не ради денег, славы и наград. Мы отдаем долг предкам, тем героям, благодаря которым живем в свободной стране. Эта работа нужна ныне живущим поколениям. Без памяти о прошлом нет будущего. Мы эту память восстанавливаем и сохраняем. И будем дальше работать, несмотря ни на какие трудности. На сколько сил хватит.
Хочется сказать спасибо всем тем, кто, невзирая на погодные условия, недостаток финансирования, тратит свое время и силы на такое благородное дело, как Поиск пропавших солдат. И, конечно, отдельная огромная благодарность всем тем неравнодушным людям, которые оказывают финансовую помощь в организации Вахт Памяти.
И. Лобастов, поисковик, п. Оричи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 1 =